Получи документы

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Татьяна Ткаченко
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей с умственной отсталостью характерен низкий уровень мышления, механическая и кратковременная память. При обучении им требуется постоянная стимулирующая помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, опор на наглядный материал, так как зрительный анализатор у детей с ОВЗ развит сильнее. Использование учителем-дефектологом приемов мнемотехники в совместной деятельности взрослого и ребёнка даёт возможность детям усваивать сложный материал гораздо быстрее.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах

Для улучшения процесса запоминания у воспитанников с умственной отсталостью я целенаправленно использую приемы мнемотехники при формировании элементарных математических представлений, развитии речи и расширении кругозора. Занятия провожу по принципу: от простого к сложному, начинаю от мнемоквадратов и постепенно перехожу к мнемоцепочкам.

Мнемотехника помогает развивать :

• зрительную и слуховую память

• воображение

• ассоциативное мышление

• восприятие

• развитие мелкой моторики рук

• преобразование абстрактных символов в образы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом, их можно применять на любом этапе коррекционно-развивающей работы.

На своих занятиях я использую предметные, предметно - схематические и схематические мнемотаблицы, например, при изучении времен года, рассказывании сказок, заучивании стихов. Таблицы и схемы использую только цветные, так детям с УО легче запоминать и ориентироваться. Необходимо, чтобы применяемые таблицы и схемы были различны по тематике, например, на одном занятии - на тему сказок, в следующий раз – при изучении математических понятий и т. д.

Перед занятием провожу предварительную работу : готовлю дидактический материал, соответствующий изучаемой тематике. Например, провожу наблюдение явлений природы, или читаем и рассматриваем иллюстрации к сказке; продумываю раздаточный материал, показываю презентацию и др.

Занятие по пересказу состоит из этапов:

1) Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При заучивании стихотворения метод наглядного моделирования применяется так: в начале знакомлю детей со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Далее предлагаю подумать и найти картинки по смыслу стихотворения. Затем повторяем его несколько раз с опорой на картинки, чтобы ребенок мог визуализировать текст.

Можно предложить ребенку рассказать о том, как прошел его выходной день, используя картинки или рисуя на интерактивной доске. Это поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать свой рассказ.

Мнемотаблицы-схемы также можно использовать :

- при ознакомлении детей с окружающим миром

- при пересказе художественной литературы

- при отгадывании и загадывании загадок

- для обогащения словарного запаса

- при обучении составу числа

- при развитии культурно-гигиенических навыков

- при формировании навыков самообслуживания.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают : обучающие (содержат познавательный материал) и развивающие (содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения). Прежде чем начать работа по мнемотаблице, необходимо показать детям мнемотаблицу и разобрать, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы.

Далее занимаюсь перекодированием информации, т. е. проводим преобразование из абстрактных символов в образы. При составлении сюжета, веду работу по определению логических связок.

При использовании мнемоквадратов начинаю работу также со знакомства с символами: предлагаю и объясняю детям с УО значение символов, картинки, показываю, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Мнемодорожки использую, когда дети научились «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов предлагаю символы для обозначения цвета, формы, величины, действий с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

Таким образом, следует отметить, что использование приёмов мнемотехники в работе по познавательному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, является актуальным: использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 16:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ткаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД