Татьяна Ткаченко
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с умственной отсталостью характерен низкий уровень мышления, механическая и кратковременная память. При обучении им требуется постоянная стимулирующая помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, опор на наглядный материал, так как зрительный анализатор у детей с ОВЗ развит сильнее. Использование учителем-дефектологом приемов мнемотехники в совместной деятельности взрослого и ребёнка даёт возможность детям усваивать сложный материал гораздо быстрее.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
Для улучшения процесса запоминания у воспитанников с умственной отсталостью я целенаправленно использую приемы мнемотехники при формировании элементарных математических представлений, развитии речи и расширении кругозора. Занятия провожу по принципу: от простого к сложному, начинаю от мнемоквадратов и постепенно перехожу к мнемоцепочкам.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• воображение
• ассоциативное мышление
• восприятие
• развитие мелкой моторики рук
• преобразование абстрактных символов в образы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом, их можно применять на любом этапе коррекционно-развивающей работы.
На своих занятиях я использую предметные, предметно - схематические и схематические мнемотаблицы, например, при изучении времен года, рассказывании сказок, заучивании стихов. Таблицы и схемы использую только цветные, так детям с УО легче запоминать и ориентироваться. Необходимо, чтобы применяемые таблицы и схемы были различны по тематике, например, на одном занятии - на тему сказок, в следующий раз – при изучении математических понятий и т. д.
Перед занятием провожу предварительную работу : готовлю дидактический материал, соответствующий изучаемой тематике. Например, провожу наблюдение явлений природы, или читаем и рассматриваем иллюстрации к сказке; продумываю раздаточный материал, показываю презентацию и др.
Занятие по пересказу состоит из этапов:
1) Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При заучивании стихотворения метод наглядного моделирования применяется так: в начале знакомлю детей со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Далее предлагаю подумать и найти картинки по смыслу стихотворения. Затем повторяем его несколько раз с опорой на картинки, чтобы ребенок мог визуализировать текст.
Можно предложить ребенку рассказать о том, как прошел его выходной день, используя картинки или рисуя на интерактивной доске. Это поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать свой рассказ.
Мнемотаблицы-схемы также можно использовать :
- при ознакомлении детей с окружающим миром
- при пересказе художественной литературы
- при отгадывании и загадывании загадок
- для обогащения словарного запаса
- при обучении составу числа
- при развитии культурно-гигиенических навыков
- при формировании навыков самообслуживания.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
Мнемотаблицы бывают : обучающие (содержат познавательный материал) и развивающие (содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения). Прежде чем начать работа по мнемотаблице, необходимо показать детям мнемотаблицу и разобрать, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы.
Далее занимаюсь перекодированием информации, т. е. проводим преобразование из абстрактных символов в образы. При составлении сюжета, веду работу по определению логических связок.
При использовании мнемоквадратов начинаю работу также со знакомства с символами: предлагаю и объясняю детям с УО значение символов, картинки, показываю, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Мнемодорожки использую, когда дети научились «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов предлагаю символы для обозначения цвета, формы, величины, действий с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
Таким образом, следует отметить, что использование приёмов мнемотехники в работе по познавательному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, является актуальным: использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.