Елена Сёмик
Использование пособия «Радужные камушки» в STEAM — образовании с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Радужные камушки
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Ни для кого не секрет, что малыши развиваются в игре. И поэтому процесс общего развития ребенка не может проходить без нее. Это основная деятельность в дошкольном мире. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие мышления и, конечно, речь малыша. Чем же можно занять ручки малыша, чтобы запустить все эти процессы?
Публикация «Использование пособия „Радужные камушки“ в STEAM — образовании с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Игры, дидактические пособия из камней
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Темочки
Я хочу вас познакомить с таким замечательным пособием, как «Радужная галька» или радужные камешки. Использование камешков разного цвета, формы и текстуры - это один из интересных и эффективных приемов обучения.
Разноцветные камешки являются настоящей находкой для использования в образовательном процессе. Вспомните, если вы когда то оказывались на берегу моря покрытого камешкам, то сразу хочется их пощупать и получить тактильное удовольствие. Даже взрослые люди, увидев их, стараются взять в руки, потрогать и рассмотреть.
Камешки очень универсальны в работе с детьми разной возрастной категории и индивидуальными особенностями. Данное пособие предназначено для использования как на занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников под присмотром педагога. Этот методический материал рекомендовано использовать в работе от 3 до 99 лет.
И так что за радужная галька? Это цветные камешки из термопластичной резины, округлой формы и разных размеров. Использовать их можно в играх, в творчестве и для развивающих занятий. Набор включает в себя 252 камешка, в 6 размерах и 6 цветах: желтый, синий, зеленый, красный, оранжевый, фиолетовый, 47 карточек с заданиями (3-х уровней сложности) и 3 рулетки (которые помогают выполнять определённые действия).
Форма камней очень напоминает морскую гальку, только в увеличенном размере. На ощупь камни бархатисто-матовые с хорошо отшлифованными краями. Приятно лежат в руке, не выскальзывают. Такой набор прекрасно развивает мелкую моторику, тренирует пальчиковый захват, знакомит с формой и цветом.
Что с ними можно делать? - сортировать по цветам, размерам; выкладывать фигуры и рисунки, по образцу на карточке или самостоятельно; строить баланс-башни.
Это первое, что приходит в голову. Но радужные камни способны на большее.
Игры с «Радужными камешками»
1. «Сортировка» цвет, размер, на ощупь
Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев рук, мышления и зрительного восприятия.
Ход игры:
1. Перед детьми контейнеры с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.
2. Перед детьми контейнеры с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по величине.
3. Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.
2. "Дорожки" цвет, длина, определённая очерёдность
Цель: развитие представлений о величине (длине) дорожки, зрительное восприятие, мелкая моторика, воображение, речь.
Ход: Дети выкладывают «Дорожки» разной протяженности из камешков, соотносят длину с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. При большом количестве камешков разного цвета можно составить дорожки разного цвета. В заключении воспитанникам предлагается придумать сказку или историю про эти дорожки.
3. "Змейка" или бусинки
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки.
Ход: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 3 камушка одного цвета и 2 камушка другого цвета).
Педагог предлагает воспитанникам развернуть хвост змейки влево или вправо.
4. «Собери по образцу» карточки фигур, силуэтов
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук, зрительного восприятия.
Оборудование: карточки с изображением контурных фигур : треугольник, квадрат, круг, овал, ромб, прямоугольник.
Ход: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
5. "Выложи картинку" предметную, фантазийную, по инструкции
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия, речи.
Ход: Детям предлагается сделать предмет, который они выкладывают из камешков по образцу. Назвать предмет, который получился, для чего он, какой он, нравится ли ребёнку.
Усложнение: придумать самому и выложить из камешков что-то.
6. "Достань левой рукой" или инструкция
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка в пространстве, развитие межполушарного взаимодействия.
Ход: Задача детей достать нужный камешек левой рукой. Другой вариант по словесной инструкции брать определённые, по цвету или размеру, в одну и другую руку.
7. "Заполни пустой шаблон"
Цель: развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Ход: Ребенку дается картинка, которую он должен заполнить камешками.
Игра "Что пропало?" или изменилось
Цель: развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, тонкой моторики.
Ход: Игра на внимание, перед детьми выкладывают несколько разноцветных камешков. Дети запоминают их, а потом закрывают глаза, воспитатель убирает один камешек, дети должны назвать камешек, который исчез.
8. Юные Генетики
Будем создавать новые виды животных. Рисуем в альбоме круглую голову и густые усы. А камешками выкладываем ушки, глазки, носик. Два дополнительных камешка на ушко, и котик превращается в зайчика.
9. Остров СОКРОВИЩ
Рисуем план группы. Точнее, для нас это всего лишь группа, а для малыша настоящий остров. И отмечаем крестиком, где спрятаны цветные самородки. Искать можно на время, кто быстрее.
10. Математики
Четырехлетки уже умеют считать, и не только до 10. Но часто делают это не осознанно, заучив порядок цифр, как считалку. Чтобы математические навыки развивались, учите ребенка считать предметы и соотносить их с цифрами. Для этого снова пригодятся камни.
11. Слушай и повторяй
Ставим между собой и ребенком небольшую ширму и диктуем задание, какого цвета и какого размера нужно положить камень. Слева или справа, сверху или снизу. Умение выполнять задание на слух пригодится в школе и самое время его тренировать.
12. Весёлые чудики
Если приклеить камешкам глазки, они будто оживают. Немного пофантазируем и соберем веселых человечков. А может это даже инопланетяне. Придумаем вместе, как будут называться эти существа. И какое у них будет настроение – печальное, задумчивое, удивленное или веселое.
13. Выкладывание сюжетных картинок и составление сказки или истории
Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».
Динамическая пауза.
Зайчик шел, шел, шел, зеленый камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек)
Мишка шел, шел, шел, красный камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают камешки)
Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, накюняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки)
Детки шли, шли, шли и на стульчики пришли. (Садятся на места)
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Простое перебирание камешков, рассматривание, Даже поиск самого красивого делает любого спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка.
И так чудо камушки это :
- ранее развитие мелкой моторики и сенсорики пальчиков
- материал для сортировки
- материал для счёта
- мозайка
- балансир
- развитие воображения т. к они невероятно фантазийны
- выкладывание различных последовательностей: например, разложить камни по размеру от маленького к большому или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек
- материал для опытов
И этот список можно только приумножать!
А у нас с детьми появляется возможность исследовать, экспериментировать, фантазировать, а значит развиваться!