Денисенко Сергей Владимирович
Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей – это благополучие общества. Без здорового
подрастающего поколения нет будущего.
Одна из первых задач педагога – научить детей беречь и укреплять свое
здоровье. Важно также и своим примером демонстрировать здоровый образ
жизни.
В воспитательной работе с детьми ОВЗ особое место занимают
подвижные игры как вид физического воспитания, наиболее доступный
данной категории детей. Наряду с психическими недостатками у детей
Публикация «Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
имеются и физические нарушения координации движений, недоразвитие
общей моторики, наличие у значительного числа воспитанников параличей и
парезов конечностей и т. д. Дети обычно неуклюжи, движения у них
замедленны. Физически дети очень истощаемы, быстро устают. Общее
физическое развитие резко отстает от нормы. В подвижные игры могут быть
включены как основные движения, так и некоторые специальные
упражнения, в том числе элементы корригирующей гимнастики,
способствующие укреплению и развитию отдельных групп мышц,
улучшению осанки и т. д. Проводимую работу следует согласовать с
сотрудниками кабинета лечебной физкультуры, которые дадут
соответствующие указания по тому или иному конкретному случаю.
Необходимо, чтобы работа по совершенствованию двигательно-моторной
сферы начиналась как можно раньше, что возможно именно в игровой
деятельности, в подвижной игре.
Подвижные игры - средство активного отдыха после занятий и после
труда в мастерской, где дети работают в одном и том же положении. Игры,
проводимые в свободное от уроков время, помогают воспитателю
организовать досуг детей с большой пользой для них.
Педагог выбирает игру в соответствии с целью, которую он преследует,
занимая детей.
Есть игры, которые способствуют развитию таких нравственных
качеств, как решительность, смелость с помощью других, возможно,
развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Задачи и цели
игры могут зависеть от тематики общеобразовательных занятий. Например,
закрепить знания, полученные на уроках. Во все случаях игра должна
соответствовать психическому и физическому развитию детей, их
интеллекту, накопленным навыкам. Чтобы подобрать необходимые игры,
воспитателю нужно знать, возможно, детальнее природу и характер дефекта,
особенности личности ребенка, его положительные стороны и
потенциальные возможности. Только при этих условиях игра вызовет у детей
бодрое, радостное отношение, положительные эмоции.
При подборе игры учитывается время года, погодные условия, наличие
инвентаря и т. д. Так, летом, в жаркую погоду проводятся игры спокойные.
Если погода позволяет занять детей игрой, требующей интенсивных движений,
ее следует чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и
последующего переохлаждения. Игра может проводиться как в помещении, так
и на воздухе.
Оборудование для игры готовится заранее. Обязательным требованием
к нему является красочность, отсутствие поломок, травмирующих деталей.
Необходимо, чтобы количество игрового инвентаря соответствовало числу
играющих и по возможности все нужные при игре предметы были
одинаковыми. В противном случае неизбежны ссоры между детьми, теряется
время на выбор игрушки, обиженные неохотно включаются в игру или
отказываются в ней участвовать. Раздавать игровое оборудование следует
только после ознакомления детей с основными правилами игры, иначе ребята
будут невнимательны при объяснении. Если дети впервые получают тот или
иной предмет для игры, отводится время для его рассматривания, объяснения
назначения и способов пользования. Педагогу необходимо не только хорошо
представлять себе ход игры, но и учитывать возможные отклонения от него.
Желательно участие в игре всех воспитанников группы, но зачастую это
сделать трудно, так как в группе, наряду с воспитанниками, имеющими
достаточно сохранный опорно-двигательный аппарат, могут быть дети с
выраженными физическими недостатками (параличи, парезы конечностей и
т. п.) и просто физически ослабленные; они не будут успевать за остальными,
что нарушит ход игры.
Надо помнить о детях, имеющих травмы головного мозга, эпилептиках,
склонных к агрессии, легко возбудимых. Воспитателю следует
предварительно проконсультироваться с врачом о состоянии здоровья
воспитанников на данный период, предусмотреть мероприятия по избежанию
нежелательных явлений в процессе игры и после нее.
Лучше разделить детей на небольшие подгруппы с учетом физических
и психических возможностей и особенностей и подбирать для каждой из этих
групп соответствующие игры. Одни дети примут непосредственное участие в
игре, другие будут болельщиками. Затем играют дети другой подгруппы и т.
д. Готовясь к игре, воспитатель продумывает наиболее удобную схему
расстановки играющих; согласно ее сюжету, при помощи зрительных
ориентиров (линий, шажков, кубиков, ленточек и т. д.) намечает на полу или
на игровой площадке основные объекты игры (лес, поляну, улей и т. п.) с
таким расчетом, чтобы их видели все дети и легко могли найти в ходе игры.
Зрительные ориентиры помогают детям соблюдать правила игры и
ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия.
Важным моментом в игре является выбор водящего. Вначале им
должен быть воспитатель, при повторении игры - наиболее хорошо
усвоившие игру дети. Хотя желание ребенка быть водящим учитывается,
воспитатель должен главным образом ориентироваться на физические
качества ребенка и степень усвоения им игры. Водящим воспитатель
объясняет правила игры дополнительно. Отметим, что игры, в которых есть
водящий, в основном доступны детям среднего и старшего возраста, для
младших они трудны. Желательно при проведении игры в начальном звене
привлекать старших воспитанников. Эти дети помогут воспитателю лучше
организовать игру, произнесут необходимый текст. Дети обычно стремятся
подражать им и легче усваивают правила и ход игры. Выбор водящего влияет
на весь процесс игры. Так, физически слабый или плохо усвоивший правила
ребенок не сможет хорошо выполнить функции водящего, что и у него
самого, и у других снизит интерес к игре. Она будет проходить вяло, без
чувства соревнования, в результате чего основная цель игры не будет
достигнута. При проведении игры в виде состязания между командами
необходимо предусмотреть, чтобы интеллект и физические возможности
каждой пары, участвующей в соревновании, были максимально равными.
Объясняя игру, воспитатель старается вызвать у детей интерес к ней.
Это можно сделать, используя ряд целенаправленных вопросов, показ
игрушек, картинок. Воспитатель рассказывает содержание игры, объясняет
мотивы поведения персонажей, знакомит с правилами. Помимо словесного
объяснения детям с ОВЗ, необходимо показать, как будет проходить игра,
какие движения необходимо выполнять; ребята проделывают их совместно с
воспитателем, затем без него.
Объяснения даются доступным, занимательным языком, по
возможности кратко, внимание акцентируется только на существенных
моментах. Детали уточняются постепенно, в процессе игры или после
проведения ее в первый раз. Если игра сложная, объяснения чередуют с
показом движений; можно прервать объяснения в определенный момент,
чтобы распределять роли между играющими, затем продолжить их.
В процессе игры воспитатель руководит как действиями всей группы в
целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает у детей
интерес к игре, поощряет играющих. Непосредственное участие воспитателя
в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он
должен помнить о задаче коррекции. Всячески поддерживается
самостоятельность и инициатива детей. Пассивных детей включают в
активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых — в действия,
требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно
управлять своими движениями.
Продолжительность подвижной игры длится обычно от 7 до 15 мин.
После игры необходимо дать детям возможность обсудить игровые действия
свои и товарищей, успокоить наиболее возбужденных. Используемое в
процессе игры оборудование по ее окончании убирают все дети или только
назначенные воспитателем.
Повторяя старые и предлагая детям новые игры, воспитатель должен
стремиться улучшать их проведение. Только при условие прочного усвоения
проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные
умения и навыки развиваться интерес к игре, коллективной деятельности.
Вовлечение в игровую деятельность детей ОВЗ начинается обычно с игр
малой подвижности, простых по сюжету и содержанию. Как показывают
наблюдения, дети младшего школьного возраста, хорошо усваивают такие
игры, как «Угадай, кто говорит», «Сбор грибов», «Кто дальше бросит» и т.
д.
В игре «Угадай, кто говорит» дети легко узнают голоса птиц и
животных. Труднее им узнать - в другом варианте игры - голос товарища.
Однако эта задача вызывает интерес, а справившиеся с ней дети чувствуют
себя уверенней, становятся активней. Кроме того, развитие слухового
внимания, умения слушать, развитие речи имеют в этот период для детей
огромное коррекционно-воспитательное значение. Игры доступны для детей
с ОВЗ потому, что не требуют больших физических усилий, особой ловкости
и смекалки. Здесь дети оперируют конкретными предметами, результаты
действий наглядны и потому убедительны для них. Простые игры
подготавливают детей к более сложным, так как и в них уже требуется
соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды воспитателя,
воспитываются выдержка и дисциплинированность, необходимые в любой
игре.
Как видно, игра – одно из важнейших средств умственного,
нравственного и физического воспитания детей с ОВЗ. Стимулирующие
игровые приёмы и ситуации, органично вплетённые в образовательный
процесс, усиливают коррекционную направленность обучения и воспитания
детей с ОВЗ.