МААМ-картинки

Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)

Денисенко Сергей Владимирович
Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье детей – это благополучие общества. Без здорового

подрастающего поколения нет будущего.

Одна из первых задач педагога – научить детей беречь и укреплять свое

здоровье. Важно также и своим примером демонстрировать здоровый образ

жизни.

В воспитательной работе с детьми ОВЗ особое место занимают

подвижные игры как вид физического воспитания, наиболее доступный

данной категории детей. Наряду с психическими недостатками у детей

Публикация «Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)» размещена в разделах

имеются и физические нарушения координации движений, недоразвитие

общей моторики, наличие у значительного числа воспитанников параличей и

парезов конечностей и т. д. Дети обычно неуклюжи, движения у них

замедленны. Физически дети очень истощаемы, быстро устают. Общее

физическое развитие резко отстает от нормы. В подвижные игры могут быть

включены как основные движения, так и некоторые специальные

упражнения, в том числе элементы корригирующей гимнастики,

способствующие укреплению и развитию отдельных групп мышц,

улучшению осанки и т. д. Проводимую работу следует согласовать с

сотрудниками кабинета лечебной физкультуры, которые дадут

соответствующие указания по тому или иному конкретному случаю.

Необходимо, чтобы работа по совершенствованию двигательно-моторной

сферы начиналась как можно раньше, что возможно именно в игровой

деятельности, в подвижной игре.

Подвижные игры - средство активного отдыха после занятий и после

труда в мастерской, где дети работают в одном и том же положении. Игры,

проводимые в свободное от уроков время, помогают воспитателю

организовать досуг детей с большой пользой для них.

Педагог выбирает игру в соответствии с целью, которую он преследует,

занимая детей.

Есть игры, которые способствуют развитию таких нравственных

качеств, как решительность, смелость с помощью других, возможно,

развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Задачи и цели

игры могут зависеть от тематики общеобразовательных занятий. Например,

закрепить знания, полученные на уроках. Во все случаях игра должна

соответствовать психическому и физическому развитию детей, их

интеллекту, накопленным навыкам. Чтобы подобрать необходимые игры,

воспитателю нужно знать, возможно, детальнее природу и характер дефекта,

особенности личности ребенка, его положительные стороны и

потенциальные возможности. Только при этих условиях игра вызовет у детей

бодрое, радостное отношение, положительные эмоции.

При подборе игры учитывается время года, погодные условия, наличие

инвентаря и т. д. Так, летом, в жаркую погоду проводятся игры спокойные.

Если погода позволяет занять детей игрой, требующей интенсивных движений,

ее следует чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и

последующего переохлаждения. Игра может проводиться как в помещении, так

и на воздухе.

Оборудование для игры готовится заранее. Обязательным требованием

к нему является красочность, отсутствие поломок, травмирующих деталей.

Необходимо, чтобы количество игрового инвентаря соответствовало числу

играющих и по возможности все нужные при игре предметы были

одинаковыми. В противном случае неизбежны ссоры между детьми, теряется

время на выбор игрушки, обиженные неохотно включаются в игру или

отказываются в ней участвовать. Раздавать игровое оборудование следует

только после ознакомления детей с основными правилами игры, иначе ребята

будут невнимательны при объяснении. Если дети впервые получают тот или

иной предмет для игры, отводится время для его рассматривания, объяснения

назначения и способов пользования. Педагогу необходимо не только хорошо

представлять себе ход игры, но и учитывать возможные отклонения от него.

Желательно участие в игре всех воспитанников группы, но зачастую это

сделать трудно, так как в группе, наряду с воспитанниками, имеющими

достаточно сохранный опорно-двигательный аппарат, могут быть дети с

выраженными физическими недостатками (параличи, парезы конечностей и

т. п.) и просто физически ослабленные; они не будут успевать за остальными,

что нарушит ход игры.

Надо помнить о детях, имеющих травмы головного мозга, эпилептиках,

склонных к агрессии, легко возбудимых. Воспитателю следует

предварительно проконсультироваться с врачом о состоянии здоровья

воспитанников на данный период, предусмотреть мероприятия по избежанию

нежелательных явлений в процессе игры и после нее.

Лучше разделить детей на небольшие подгруппы с учетом физических

и психических возможностей и особенностей и подбирать для каждой из этих

групп соответствующие игры. Одни дети примут непосредственное участие в

игре, другие будут болельщиками. Затем играют дети другой подгруппы и т.

д. Готовясь к игре, воспитатель продумывает наиболее удобную схему

расстановки играющих; согласно ее сюжету, при помощи зрительных

ориентиров (линий, шажков, кубиков, ленточек и т. д.) намечает на полу или

на игровой площадке основные объекты игры (лес, поляну, улей и т. п.) с

таким расчетом, чтобы их видели все дети и легко могли найти в ходе игры.

Зрительные ориентиры помогают детям соблюдать правила игры и

ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия.

Важным моментом в игре является выбор водящего. Вначале им

должен быть воспитатель, при повторении игры - наиболее хорошо

усвоившие игру дети. Хотя желание ребенка быть водящим учитывается,

воспитатель должен главным образом ориентироваться на физические

качества ребенка и степень усвоения им игры. Водящим воспитатель

объясняет правила игры дополнительно. Отметим, что игры, в которых есть

водящий, в основном доступны детям среднего и старшего возраста, для

младших они трудны. Желательно при проведении игры в начальном звене

привлекать старших воспитанников. Эти дети помогут воспитателю лучше

организовать игру, произнесут необходимый текст. Дети обычно стремятся

подражать им и легче усваивают правила и ход игры. Выбор водящего влияет

на весь процесс игры. Так, физически слабый или плохо усвоивший правила

ребенок не сможет хорошо выполнить функции водящего, что и у него

самого, и у других снизит интерес к игре. Она будет проходить вяло, без

чувства соревнования, в результате чего основная цель игры не будет

достигнута. При проведении игры в виде состязания между командами

необходимо предусмотреть, чтобы интеллект и физические возможности

каждой пары, участвующей в соревновании, были максимально равными.

Объясняя игру, воспитатель старается вызвать у детей интерес к ней.

Это можно сделать, используя ряд целенаправленных вопросов, показ

игрушек, картинок. Воспитатель рассказывает содержание игры, объясняет

мотивы поведения персонажей, знакомит с правилами. Помимо словесного

объяснения детям с ОВЗ, необходимо показать, как будет проходить игра,

какие движения необходимо выполнять; ребята проделывают их совместно с

воспитателем, затем без него.

Объяснения даются доступным, занимательным языком, по

возможности кратко, внимание акцентируется только на существенных

моментах. Детали уточняются постепенно, в процессе игры или после

проведения ее в первый раз. Если игра сложная, объяснения чередуют с

показом движений; можно прервать объяснения в определенный момент,

чтобы распределять роли между играющими, затем продолжить их.

В процессе игры воспитатель руководит как действиями всей группы в

целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает у детей

интерес к игре, поощряет играющих. Непосредственное участие воспитателя

в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он

должен помнить о задаче коррекции. Всячески поддерживается

самостоятельность и инициатива детей. Пассивных детей включают в

активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых — в действия,

требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно

управлять своими движениями.

Продолжительность подвижной игры длится обычно от 7 до 15 мин.

После игры необходимо дать детям возможность обсудить игровые действия

свои и товарищей, успокоить наиболее возбужденных. Используемое в

процессе игры оборудование по ее окончании убирают все дети или только

назначенные воспитателем.

Повторяя старые и предлагая детям новые игры, воспитатель должен

стремиться улучшать их проведение. Только при условие прочного усвоения

проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные

умения и навыки развиваться интерес к игре, коллективной деятельности.

Вовлечение в игровую деятельность детей ОВЗ начинается обычно с игр

малой подвижности, простых по сюжету и содержанию. Как показывают

наблюдения, дети младшего школьного возраста, хорошо усваивают такие

игры, как «Угадай, кто говорит», «Сбор грибов», «Кто дальше бросит» и т.

д.

В игре «Угадай, кто говорит» дети легко узнают голоса птиц и

животных. Труднее им узнать - в другом варианте игры - голос товарища.

Однако эта задача вызывает интерес, а справившиеся с ней дети чувствуют

себя уверенней, становятся активней. Кроме того, развитие слухового

внимания, умения слушать, развитие речи имеют в этот период для детей

огромное коррекционно-воспитательное значение. Игры доступны для детей

с ОВЗ потому, что не требуют больших физических усилий, особой ловкости

и смекалки. Здесь дети оперируют конкретными предметами, результаты

действий наглядны и потому убедительны для них. Простые игры

подготавливают детей к более сложным, так как и в них уже требуется

соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды воспитателя,

воспитываются выдержка и дисциплинированность, необходимые в любой

игре.

Как видно, игра – одно из важнейших средств умственного,

нравственного и физического воспитания детей с ОВЗ. Стимулирующие

игровые приёмы и ситуации, органично вплетённые в образовательный

процесс, усиливают коррекционную направленность обучения и воспитания

детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 23:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование подвижных игр в развитии физических качеств детей с ОВЗ (нарушениями речи)» (включая файлы) размещена пользователем Денисенко Сергей Владимирович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД