Светлана Олейникова
Использование подвижных игр в коррекционной работе по оптимизации двигательной активности детей с нарушением зрения
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Поэтому как следствие должно формироваться активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, и оно должно начинаться уже в период дошкольного детства.
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движения. Особенно остро сегодня стал вопрос о сохранении зрения. Увеличилось число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. Дети с нарушением зрения в большинстве своём ведут малоподвижный образ жизни. Ежедневно слабовидящие дети значительное количество времени затрачивают на лечебно-восстановительную работу, находясь в статичном положении, что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, психофизических качеств и задержке возрастного развития. Все это ведет к нарушению общей и мелкой моторики, плохой координации движений – отсюда неточность, неловкость, суетливость, неуверенность при выполнении разных движений, особенно мелких.
Публикация «Использование подвижных игр в коррекционной работе по оптимизации двигательной активности детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Физическое воспитание детей с нарушением зрения направлено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, достижения высокого уровня физической подготовленности, развития ориентировки в пространстве. Важнейшей задачей физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате нарушения зрения [4].
У детей с нарушением зрения проявляется скованность, неуверенность в своих действиях, нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений, координация и точность движений. Все это говорит о низкой двигательной активности детей, а, двигательная активность является важным фактором здоровья. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Наиболее благоприятные условия для повышения двигательной активности детей создаются при использовании в режиме дня различных игр и особенно подвижных. Они широко применяются во всех возрастных группах [5].
Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие физических качеств, сопутствующие заболевания, типичны для детей с нарушениями зрения. Следовательно, необходима коррекционная работа, направленная на нормализацию двигательных действий. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, то есть оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития [3].
Одним из основных путей коррекционной работы в воспитании двигательных качеств в дошкольном учреждении является применение подвижных игр, с помощью которых можно целенаправленно влиять на воспитание всех физических качеств, ориентировку в пространстве. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным игровым упражнениям.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством совершенствования физических качеств таких, как ловкость, быстрота, сила, координация. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность [2].
Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники. Подвижные игры обязательно должны быть адаптированы к особенностям детей с нарушением зрения. Важным условием организации игр со слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов и врачей. Игры отбираются в соответствии с возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, остроты зрения ребёнка, особенностями осязательно-слухового восприятия, двигательной подготовленностью. Так же у детей с патологией зрения при организации подвижных игр необходимо учитывать и противопоказания: не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения. В ограниченном количестве даются прыжки, исключаются резкие и частые наклоны. Необходимо регулировать физическую нагрузку [7].
В организации подвижных игр с участием слабовидящих детей необходимо создание специальных условий, в которых, опираясь на сохранные анализаторы, ребенок мог бы учиться игровым действиям и овладевал основными движениями. Прежде всего, необходимо создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Например, чтение стихов, показ детям предметов, игрушек, которые встретятся в игре. При проведении подвижных игр используются звуковые ориентиры : колокольчики, музыкальные молоточки, бубны. Они способствуют поддержанию ритма, эмоционального настроя, быстрой ориентации в пространстве [6].
Необходимым условием коррекционно-педагогической работы является разработка специального оборудования для коррекции нарушенных двигательных функций. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа и контроля. С помощью таких пособий дети ориентируются при выполнении различных движений, выполняя действие в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта. Они помогают детям координировать действия рук и глаз, согласовывать движения руки и ноги, определять направления при движении и своё положение в пространстве, делая при этом зрительный анализ своих действий. В играх для детей с амблиопией и косоглазием необходимо использовать мячи, кубики, окрашенные в оранжевый, красный, жёлтый, зелёный цвет. Они наиболее благоприятно действуют на сетчатку глаза. Размер зрительных ориентиров подбирается с учётом зрительных возможностей детей. В играх широко применяются зрительные ориентиры в виде объёмных цветных геометрических форм [1].
Для ребёнка выполнение даже хорошо знакомого движения, но с использованием другого физкультурного пособия, представляет определенную трудность. Поэтому, чем чаще меняются обстановка в групповой комнате, игрушки, тем больший двигательный опыт приобретают дети. Детям необходимо больше разнообразия и новизны. Тогда они хорошо ориентируются, раскованы в движениях, смело пробуют выполнять новое движение или участвовать в незнакомой игре [7].
В соответствии с этапами лечения, необходимо чтобы подвижные игры имели коррекционную направленность. Для детей со сходящимся косоглазием используют игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль. Это способствует дивергенции. Для детей с расходящимся косоглазием используют игры, требующие направления взгляда вниз и в близь. Направление взгляда вниз и в близь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей.
Классификация подвижных игр для детей с нарушением зрения выглядит следующим образом:
1. Игры на профилактику нарушений осанки.
2. Игры на профилактику плоскостопия.
3. Игры на развитие правильного положения головы.
4. Игры на развитие координации рук и ног.
5. Игры на развитие пространственной ориентировки.
6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.
7. Игры на развитие бинокулярного зрения :
• при сходящемся косоглазии;
• при расходящемся косоглазии.
8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.
9. Игры для отдыха глаз.
10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости).
11. Игры на развитие слуховой ориентировки [2].
С позиции изучаемой проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, развитие физических качеств будет достигнуто при целенаправленном грамотном использовании подвижных игр в двигательном режиме в группе. Правильно организованная коррекционная работа будет способствовать укреплению мышц, развитию координации движений, созданию реальных возможностей для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, сократятся ненужные усилия, дети станут активнее, самостоятельнее, будут совершенствоваться имеющиеся двигательные умения и навыки.
Систематическое проведение подвижных игр позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития, а также двигательной активности.
Литература
1. Павлов Ю. В. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией с применением специальных технических средств. М., 1988. 22 с.
2. Плаксина Л. И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблиопией и косоглазием. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. // Сб. научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР. М,1978.
3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учебное пособие. М. : РАОИКП,1999. 54 с.
4. Рунова М. А. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание. 2000. № 6. С. 30-32
5. Сековец Л. С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения // Дефектология. 1991. № 3. С. 85-87.
6. Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. СПб. ,2001. 160 с.