Елена Ермилова
Использование песочной терапии как средства коррекции тревожности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия — это терапевтический метод раннего развития детей, это сильнейшее положительное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу ребенка.
В процессе игры с песком под руководством психолога решаются следующие задачи:
развитие абстрактного и творческого мышления;
развитие пространственного мышления;
коррекция различных форм нарушений поведения;
помощь при сложностях во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями) и сверстниками;
психосоматические заболевания;
Публикация «Использование песочной терапии как средства коррекции тревожности у детей» размещена в разделах
коррекция повышенной тревожности, страхов, агрессивности;
помощь при психологических сложностях, связанных с изменениями в семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т. д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа, переезд).
Песочная терапия помогает ребенку :
развить более позитивную Я-концепцию;
стать более ответственным в своих действиях и поступках;
выработать большую способность к самопринятию;
в большей степени полагаться на самого себя;
овладеть чувством контроля;
развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды. Для работы с песком в детском саду необходимо:
- песочница размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком. Внутри поверхность ящика окрашена в голубой цвет: дно символизирует воду, борта - небо.
чистый песок занимает небольшую часть в ящике, он может быть влажным или сухим. Он создает символическую линию горизонта.
набор миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т. д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.
Первое занятие начинается с беседы об ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, то мои пальчики и ладони чувствуют каждую песчинку». Далее нужно предложить ребенку руками прикоснуться к песку: «Что ты чувствуешь, касаясь песка?» Это упражнение стабилизирует эмоциональное состояние психики ребенка.
Во время проведения игр педагог предлагает детям:
- поочередно делать отпечатки кисти рук внутренней и внешней стороной;
- «походить» ладонями по песку, оставляя свои «следы»;
- «поездить» ладошками и ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- отобразить следы птиц, зверей, животных;
- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки: солнышко, травка, цветы, деревья, дождь.