МААМ-картинки

Использование песочной терапии и игр с песком в работе учителя-дефектолога

Марина Керимова
Использование песочной терапии и игр с песком в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.

Публикация «Использование песочной терапии и игр с песком в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах

Песочную терапию условно можно разделить на 2 группы: рисование песком (песочная анимация) и игра в песочнице.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и и письму, усвоить разнообразные понятия. Работать можно как с обычным, так и с цветным песком.

Общие условия организации песочной терапии.

Для организации процесса песочной терапии потребуются : песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница представляет собой деревянный ящик 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100х140х8 см. Песочницу на одну треть или наполовину заполняют чистым песком. Традиционным и предпочтительным материалом для песочницы является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но песок в них «не дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Но цвет бортов может и меняться. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. Это фигурки людей, животных, насекомых, транспорт, заборы, камни, раковины, бусинки, перья, сказочные персонажи и др. Коллекция фигурок располагается на полках или в прозрачных коробках.

Кроме этого, понадобится фотоаппарат, магнитофон, музыкальные диски.

Существуют требования к организации занятий с песком :

1. Согласие и желание ребенка.

2. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний, аллергии на пыль.

3. Дети для работы должна иметь клеенчатые фартуки.

4. Вода для увлажнения песочницы должна быть теплой, рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

5. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

6. Дети должны знать и выполнять правила работы в песочнице : нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других, брать его в рот, после игры надо убрать все игрушки и вымыть руки.

Существует специальная программа по коррекции речевых нарушений с помощью песочной терапии, разработана в 2008 году Бумажниковой Н. В., называется «Песочная страна».

У занятия с использованием песочной терапии есть своеобразная структура:

1. Введение в тему занятия (показ песочницы, коллекции фигурок).

2. Знакомство с правилами игр с песком.

3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм.

4. Содержание занятия.

5. Итог занятия, ритуал выхода.

При этом, с учетом возрастных особенностей детей, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4), так и индивидуально.

Все игры с песком можно разделить на 3 группы:

• Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка чтению, письму, счету)

• Познавательные (с их помощью познаётся многообразие мира)

• Проективные (осуществляется диагностика и развитие, развивается творчество и фантазия, идет обогащение словарного запаса, развитие связной речи, обучение рассказыванию).

1. Игры – упражнения на развитие мелкой моторики.

«Отпечатки наших рук» На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях, потом ребенок попробует сам рассказать о том, что чувствует.

«Движения руками по песку» Предлагают поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, «пройтись» ладошками, оставляя следы, рисуя узоры, попытаться найти сходство этих рисунков с какими-либо объектами окружающего мира.

Игра «Необыкновенные следы»

Игра «Кто к нам приходил?»

2. Игра – дыхательное упражнение

«Песочный ветер»

3. Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения, обучение грамоте.

«Наведи в песочнице порядок» Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежат неправильно и назвать их.

«Угадай, какая буква тебе попала в руки» Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая это буква.

Игра «Построй домики» (деление слов на слоги). На возвышенностях, сделанных из песка, располагаем домики с одним, двумя, тремя окнами. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова (или предметы, с двумя – двухсложные и др.

Игра «Мой город» Задание – выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе.

Игра «Мы едем в гости» Развитие пространственных представлений, ориентировка на местности.

Игра «Превращение букв» Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ладонями, превращая буквы «Л» в «А», «О» в «Ю», «В» в «Р» и др.

Игра «Что спряталось в песке Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти то, что попадется. Назвать все предметы. Можно поиграть в игру «Чего не стало?» Можно поменять предметы местами и попросить ребенка навести порядок.

Результат применения песочной терапии у детей :

• Коррекция всех средств речи и ее основных функций.

• Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

• Совершенствуются навыки коммуникации.

• Закрепляются представления об окружающем мире.

• Дети учатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочной терапии и игр с песком в работе учителя-дефектолога
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 14:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование песочной терапии и игр с песком в работе учителя-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Марина Керимова (УИ 1647499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД