Екатерина Лебедева
Использование нетрадиционных техник рисования в художественной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опыт работы
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования
в художественной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста
Выполнила: Лебедева Е. А. ,воспитатель, 2018
Содержание
Введение
Основная \аналитическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема: Использование нетрадиционных техник в художественной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в художественной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Каждый ребенок по своей природе- творец. Творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прекрасному. Вот почему оно так значимо для человека. В дошкольном возрасте проблема творчества всегда была одной из актуальных, т. к. развитие творчества – одна из важных задач педагогики. Бесспорно, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов детской деятельности и позволяет ребенку выразить в создаваемых образах свои впечатления, свое отношение к окружающему миру. Но, как правило, творческие возможности дошкольников находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в процессе освоения образовательной программы.
Начиная свою педагогическую деятельность, я заметила, что детские рисунки несут на себе отпечаток «шаблонности» и однотипности. Кроме того, развитие изобразительных навыков у детей находится на равном уровне. У одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета или явления. И при взаимооценке детских работ встает проблема : как не допустить необоснованной критики, как помочь малышу раскрыть творческие возможности и поверить в свои силы? Для решения этих вопросов я стала изучать методическую литературу. Четко определила критерии руководства по изобразительной деятельности : значение возрастных особенностей развития детей, наличие творческого потенциала, индивидуальные склонности и предпочтения. Одой из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения недостаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют изобразительной деятельности :бумагу, паролон, зубные щетки, нитки, пальцы, ладони рук, и прочие материалы. Расширяется диапазон способов передачи изображения: кляксография, выдувание, набрызг и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Актуальность опыта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
Познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов
Познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов
Развивать художественно-творческие способности детей
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами
Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребенка)
Развивать творческое воображение, фнтазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования.
Развивать цветовоспричятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции и колорита
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности
Основные принципы, заложенные в основу работы:
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип целенаправленности
Принцип дефференциации
Принцип систематичности и последовательности
Принцип наглядности
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип сознательности и активности
Принцип прочности
Принцип воспитания и развития
Принцип интеграции
Методы и приемы, используемые в работе :
- словесные вопросы (объяснение, рассказ, напоминание, совет, беседа, указание, поощрение, художественное слово)
- практические (упражнения, игры, прием обыгрывания картин и игрушек)
- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, иллюстрация, показ способов изображения, образец)
«Использование нетрадиционных техник рисования в художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Рисование пальчиками
Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности : пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Тычок клеевой кистью
Средства выразительности : фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Поролоновые рисунки.
Советуем сделать из паролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Этапы работы
Работа была проведена в 4 этапа:
• Аналитический
• Подготовительный
• Практический
• Заключительный
На первом этапе с помощью опроса и анкетирования выявила, что знания нетрадиционных техник и способов рисования очень малы как у детей, так и у родителей. Проанализировав результаты, пришла к выводу, что родителей и детей нужно познакомить с разными видами, техниками и способами нетрадиционного рисования.
На втором этапе был разработан план детской деятельности по рисованию
нетрадиционными техниками. Подготовлены различные материалы для рисования нетрадиционными способами (ватные палочки, фломастеры, карандаши, гуашь, сухие клеевые кисти, листья разных деревьев,трафареты, паролон, вилки, коктейльные трубочки, мыльные пузыри и др). Провела беседы с детьми: «Что такое нетрадиционное рисование?», «Виды и техники нетрадиционного рисования». Рассмотрели альбомы разных способов и техник рисования. Подобрала консультации для работы с родителеями : «Нетрадиционные техники рисования», «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка», практические советы для родителей: «Нетрадиционные способы рисования», «Рисуем дома».
Весь практический этап посвящен деятельности с детьми, а так же родителями.
Работу начала с простых техник и способов рисования, постепенно усложняя работу и давала право выбора детям. По закреплению способа и техники рисования, знакомила с новым нетрадиционным способом рисования.
Заключительный этап провела в форме выставки детских работ в группе, а так же организовала выставку детского сада и провела мастер-класс с родителями.
Заключение
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять разнообразные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Их цель - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, разнообразные виды деятельности являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Результативность опыта
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастай по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы, за счет эффективного использования современных технологий.
Я познакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты работы в форме выставки. А так же организовала мастер –класс по рисованию нетрадиционными способами и техниками.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.
Из опыта работы сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются :
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень художественно – творческих способностей детей повысился, дети получили знания и навыки рисования нетрадиционными техниками и способами рисования.
Перспективы
В дальнейшем планирую продолжить работу по обучению рисованию нетрадиционными техниками и способами рисования детей и их родителей, так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Закреплять навыки знакомых техник и познакомить с новыми техниками рисования.
Обогащать группу необходимым материалом для рисования нетрадиционными техниками.
Разнообразить работу с родителями проведением мастер-классов с детьми.
Список используемой литературы
1. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., 2000.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
Интернет –ссылки
https://luchik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
https://pups.su/vospitanie/netraditsionnye-tehniki-risovaniya.html
https://docplayer.ru/40325094-Doklad-netradicionnye-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu-i-ih-rol-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
https://yandex.ru/images/