Наталия Еремина
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
- Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Публикация «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование - один из любимых видов детской деятельности дошкольного возраста. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько вокруг ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.)- все это можно использовать в рисовании. В группе имеется достаточно материала для проведения нетрадиционного рисования (поролоновые губки, ватные палочки, пробки-штампы, скомканная бумага). Все это, а также наши пальчики и ладошки, я использую в нетрадиционном рисовании с малышами.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары и многое другое.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
На протяжении всей работы в детском саду я изучала методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения и нашла очень много интересных идей. В этом большую помощь мне оказала подготовка и проведение конкурса по нетрадиционным техникам рисования в детском саду. Также я разработала перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе детского сада, оформила папку с образцами по нетрадиционному рисованию, и сделала подборку шаблонов по данному виду рисования, которую использую в своей работе с детьми, для родителей подобрала ряд консультаций по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отворачивает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение,
Начав использование нетрадиционных техник рисования - я сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру. Работая в первой младшей группе много лет, были такие малыши, которые боялись рисовать краской при помощи своих пальчиков и ладошек т. к. дома это делать запрещается (дорогой ремонт, дорогая мебель, и т. д., но через несколько занятий эта боязнь проходит, и малыши с удовольствием рисовать и пальчиками и ладошками, и другими нетрадиционными способами.
Цель занятий по нетрадиционной технике рисования : формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи: знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
сформировать у детей изобразительные навыки и умения;
побудить желание рисовать, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;
развивать воображение, мышление, желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Свою работу я начала с очень доступных для детей раннего возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками, губкой, скомканной бумагой, пробками от бутылок, рисование по крупе. На каждом занятии по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане Сарафан» и т. д.) На каждом занятии использовала игровой прием, ведь игра, является основным видом деятельности детей; художественное слово - («Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.», сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, а также музыкальное сопровождение-я обратила внимание на то, что когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее); показ воспитателя.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки, скомканная бумага). Перспективное планирование позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста.
Техника рисования пальчиком.
Рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Работу начинала с одного цвета: давая возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Старалась показать много разных приемов рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы лисички, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у детей особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги.
Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, золотую рыбку можно нарисовать ладошкой. Чем же она удивительна? А тем, что рыбка рисуется не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего одна краска, желтая.
Процесс работы прост : разводим желтую краску, делаем отпечаток ладошки на белом листе бумаги. Всё, рыбка готова, теперь осталось нарисовать глазки и ротик. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются рыбки, тюльпаны, деревья и даже Дед Мороз. При рисовании ладошкой главный художник - это ребенок, а я - его помощник, дополняю несколько деталей – и на глазах у ребнка возникает рисунок птицы, петушка, дерево, цветы…
Другой интересный вариант рисования, который я использую это рисование ватной палочкой. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку в краску (дети этим методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу, создавая красивые рисунки. Палочки будут оставлять чёткий отпечаток. Этим методом мы рисовали яблоко, падающий снег, цветки мимозы.
Рисование поролоном - тоже необычный способ изображения, который очень нравится малышам. Из кухонных губок необходимо вырезать шаблоны. И в этом мне помогли родители, из простых губок получились геометрические фигуры, цветы. И теперь эти шаблоны я использую на занятии. Обмакнув их в краску, и плотно прижав к листу бумаги, у малышей получаются букеты цветов, машины, башни и т. д.
Оттиск пробками, крышками, дном пластмассовых бутылок, кубиками - привлекает детей своей необычностью. Этой техникой мы только- только знакомимся. В подборке материалов для этой техники большую помощь также оказали родители. Было собрано достаточное количество как пластмассовых, так и пробковых пробок для рисования. Ребёнок прижимает нужный оттиск к краске и наносит отпечаток на бумагу. Этим способом рисования малыши изображали «Бусы для мамы», «Мыльные пузыри», «Воздушные шарики», или просто украшали готовое изображение.
Рисование смятой бумагой - является одной из разновидностей печаток. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из смятой бумаги. Поначалу я сама комкала бумагу, но на последующем занятии я предложила это сделать малышам самим, и с этим они справились отлично. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, цыплят, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Помимо использования нетрадиционных техник рисования в непосредственной образовательной деятельности, малыши занимаются этим видом рисования во время самостоятельной художественной деятельности. Разумеется, краски они сами не используют, но нетрадиционно рисовать можно не только при помощи красок.
Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами можно рисовать. В сырую погоду малыши с большим удовольствием рисуют по мокрой земле палочками и камушками, а в сухую погоду малыши с большим интересом рисуют на асфальте цветными мелками. И здесь не обходится без помощи родителей - они приносят цветные мелки.
В группе я предлагаю детям очень увлекательный способ нетрадиционного рисования - рисование на крупах. Рисование крупами является для них очень увлекательным занятием. Это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. Такое рисование помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на разговорную речь и мыслительные процессы. Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. При помощи такого рисования дети становятся более усидчивыми. Малыши рисуют разными крупами, такими как-гречка, рис, пшено, сечка, манка.
И даже можно рисовать из гороха и фасоли - выкладывание по контуру. Готовое изображение-контур дети украшают семенами.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В работе с родителями моих воспитанников я регулярно организую выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Обязательно включаю беседы, консультации. Эти виды рисования очень заинтересовали не только детей, но и их родителей. Многие родители охотно рисуют дома с детьми, применяя нетрадиционные техники, и приносят работы своих детей в группу, где вместе со всеми детьми мы их рассматриваем : автор произведения рассказывает - что, чем и как нарисовано, какого цвета, а затем эти шедевры помещаю на выставку
Результатами моей работы в данном направлении стали:
• активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
А самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку, понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Хочу закончить свое выступление словами В. А Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».