популова наталья
Опыт работы «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения; стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, даёт возможность экспериментировать, развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие; способствует развитию зрительно-моторной координации; повышает работоспособность, развивает нестандартность мышления, раскрепощённость, индивидуальность.
Публикация «Опыт работы „Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, т. к. время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии :
- личностно-ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Свою работу я строю на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых знаний к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей наглядно-образная память развита лучше, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс;
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционные техники изображения увлекают детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила следующие задачи:
- учить детей выбирать материал для нетрадиционного изображения и умело его использовать;
- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- прививать интерес к изображению нетрадиционными техниками;
- развивать творчество, фантазию;
- активизировать детей при выборе тематики;
- воспитывать у детей умения работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально-положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели;
- развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;
- развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу;
- учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционных техник изображения
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым в непосредственной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); развитие эмоциональной отзывчивости; формирование позитивных установок к нетрадиционным техникам изображения.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, матриале).
Речевое развитие: помогает детям овладевать речью как средством общения, обогащает активный словарь.
Художественно-эстетическое развитие: развивает предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствует становлению эстетического отношения к окружающему миру, реализовывает творческую деятельность детей (изобразительную).
Методы и приёмы обучения нетрадиционным техникам изображения
Наглядные методы и приё мы: использование натуры, репродукций картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приёмов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесные методы и приёмы. К ним относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровые приёмы обучения. Это использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности. Чем младше ребёнок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционным техникам изображения
Индивидуальная. Ребёнок самостоятельно выполняет свою работу.
Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества как умение выслушать товарища. Коллективные композиции радуют детей неслучайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок нежели индивидуально выполненная работа. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками можно начинать с 1,5-2 лет с рисования ладошками и пальчиками. Это самый простой и оригинальный способ создать яркий рисунок.
Во время рисования пальчиками, ладошками ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Ладошками можно нарисовать солнышко, птиц, букет цветов. петуха, рыбку, дерево, траву.
Пальчиками рисуют более мелкие предметы: ягоды, снежинки, цветы, пятнышки на мухоморе и т. п.
С возрастом нетрадиционные техники усложняются :
«Оттиск пробкой»; «оттиск печатками из картофеля, моркови, ластика»; «оттиск поролоном»; «оттиск пенопластом»; «оттиск смятой бумагой». Ребёнок прижимает пробку, печатки, поролон, пенопласт или смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и штемпельная подушка, и то, чем ребёнок рисует.
«Тычок жёсткой полусухой кистью». Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Скатывание бумаги». Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком снега). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Рисунок свечой». Ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью. Рисунок свечой остаётся белым.
«Монотипия». ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
«Отпечатки листьев». Ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
«Знакомая форма - новый образ». Ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает.
«Кляксография». Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается, потом снимается. Определяется, на что похоже изображение, дорисовываются недостающие детали.
Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относиться к естественным проявлениям ребёнка и не ограничивать его; обеспечивать условия для творческой самореализации; уважать позицию ребёнка в решении художественных задач и давать свободу выбора; удовлетворять потребность ребёнка в новых знаниях, умениях, навыках - т. е. использовать различные техники и материалы; научиться взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.