Ольга Алексеева
Использование в ДОУ нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казённое Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4» г Облучье
Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования.
Составила: воспитатель
Алексеева О. А.
2019 г
Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Дети в мире творчества.
Публикация «Использование в ДОУ нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Творчество дошкольника неразрывно связанно с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию. Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражение впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс.
Во время рисования пальцами рук и ног ребёнок получает необыкновенно чувствительное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы – пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков зубной пасты, кремов, пластмассовые вилки.
Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не много сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему –то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигли в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что – нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Техника выполнения нетрадиционных приёмов обучению рисования детей 3-5 лет.
Варианты приёмов нетрадиционного рисования с детьми 3 лет.
«Вместо кисточки рука»
Все дети любят рисовать. Творчество для них-это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки-инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное- чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Необходимые материалы и инструменты.
Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук)
Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратиться в симпатичного ежика. Остаётся дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да ещё не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе с малышом.
«Печатаем пальчиками»
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.
Порядок работы:
«Радужная рыбка». Обмакнём подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым кончиком карандаша, обмакнув его в черную краску.
«Цветок». Указательным пальчиком отпечатаем лепестки, мизинцем серединку.
Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.
Её тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определённой фигурки для оттиска на поверхности листа.
Варианты приёмов нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет.
«Узор из точек»
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированный лист бумаги, ватные палочки, краски, кисти.
Порядок работы:
Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Ещё сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации ватные палочки. Обмакнув им в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свою палочку.
Технику работы с ватными палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными палочками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. В данной технике можно получить мозаичное изображение.
«Печатаем листьями на бумаге»
Необходимые материалы и инструменты.
Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов.
Порядок работы:
Соберём различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть цветной. Прижмём лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимаем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим ещё один отпечаток, и т. д. если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелёк. Симметричное прикладывание листа с одной и с другой стороны, дорисованное тельце-и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нём самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приёма и техники «по сырому» дает простор фантазии при тонированнии листа. Например, при рисование луга, фоном будет трава. Берём лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приёмов. Если лист смазать краской тоном выше, чем фон, то отпечаток получится более выразительным.
«Печатаем штампами»
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определённой поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т. д.
«Недолговечные штампы»
Необходимые материалы и инструменты.
Бумага для рисования, краски, ножик, овощи или фрукты: морковь, картофель, свекла, редис, репа, сладкий перец.
Порядок работы:
Используем разрезанные вдоль или поперек фрукты или овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, дети старшего возраста могут попробовать вырезать на нём узор. Ребёнок может воспользоваться ложкой, карандашом или стеком с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге.
Для декретирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.
Варианты приёмов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет.
«Долговечные штампы»
Необходимые материалы и инструменты:
Клей ПВА, плотный картон, резина толстая, бутылочная пробка, бечевка, краска бумага.
Порядок работы:
Проще всего изготовить штамп из пробки и ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора. Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно изготовить штамп из бечевки. На плотный картон наклеиваем клеем ПВА бечевку в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Верёвочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остаётся рисунок. Из верёвочки можно выкладывать инициалы, имена, контурные изображения предметов- в зависимости от замысла.
«Разные разности»
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, кисти, краски, деревянные катушки от ниток, пуговицы, пуговицы, высохший фломастер, трубка от картона.
Порядок работы:
Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немного пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить. Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обычная пуговица – кружочек с двумя или четырьмя точечками. Если катушку положить на палитру с нанесённой на неё краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу оставив две цветные дорожки. А между ними можно оставить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую корку скрученную в виде спирали.
«Печатаем пробками»
Использование бросового материала в художественно –творческой деятельности детей, разнообразно. Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыплёнка, и колесо, и мячик –стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Появляются ножки, клювик дорисованный кисточкой, глаза – это отпечаток перевёрнутого карандаша. И цыплёнок оживает. Божья коровка может появится на травке, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать точки на спине ватной палочкой, обмакнув её в черную краску. Или гусеница, ловко перебирающая лапки.
«Прямые и кривые линии»
Необходимые материалы и инструменты:
Картон (толстый, тонкий, гофрированный, газета, кисть, гуашевые краски, лист бумаги.
Порядок работы:
Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломанную линию, берём кусочек плотного картона. Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнём край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона.
Чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнув его, нанесём на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок. Для составления узора из цветов можно использовать приём рисования картонкой, смещая её определённым образом. В результате лепестки получатся в виде клинышков.
Радость творчества
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражать душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.