Людмила Костина
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста».
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке-
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки - маленькие маги
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Т. Щербачёва.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками и ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на зеркале, а могут и разлитой водой на столе.
Рисование для малыша - радостный и вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать. Учёными доказано, что все дети рождаются с музыкальными и художественными способностями. Если их развивать, то у ребёнка обязательно будут успехи, но если запрещать, то способности уходят.
Одной из причин из-за которой у детей пропадает интерес к рисованию является невозможность изображения предметов, образов, сюжетов используя традиционные способы рисования (кистью, карандашом). Это результат несформированности графических навыков и умений маленького ребёнка. Но ведь рисовать можно чем угодно и как угодно - в этом и заключается суть нетрадиционных техник рисования, которые служат замечательной альтернативой в развитии художественных способностей детей младшего возраста.
Нетрадиционные техники рисования опираются на необычное сочетание материалов и инструментов. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребёнку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребёнка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- мышления;
- изобразительных навыков и умений;
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- устойчивой мотивации к рисованию.
Нетрадиционное рисование как средство коррекции психических процессов, позволяет преодолеть ребёнку чувство страха, даёт свободу, вселяет уверенность в себе, в своих силах.
Своё выступление о рисовании и техниках рисования я начала не случайно. Второй год приоритетным направлением в моей работе является тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей младшего возраста». Обратилась я к ней в прошлом учебном году, набрав ясельную группу.
Чтобы отвлечь маленького ребёнка от «грустных мыслей о маме», его нужно увлечь чем-то интересным. Одним из таких приёмов стали «игры» с баночками гуаши. Яркие краски привлекают внимание детей, а уж как интересно заглянуть под крышечку, посмотреть и потрогать (понюхать) содержимое. Познакомив малышей с внешним видом гуаши, начались первые «уроки» рисования - это «рисование пальчиком».
Детям 1-2 лет нравится повторять одно и то же действие, возвращаться к одной и той же деятельности повторно (любят когда им читают одну и ту же книжку, многократно смотрят один и тот же рекламный ролик и т. д.). Поэтому и рисование пальчиком нужно предлагать в разных новых идеях рисунков. Обязательно должен быть заранее выполненный образец, иначе ребёнок не поймёт к чему надо стремиться. Малыш смотрит на образец и у него возникает образ того результата, который он должен получить.
На первых занятиях использовали один цвет и один пальчик («Листочки на дереве», «Рябинка»). Затем занятия усложняла, вводя новые цвета, новые отпечатки (овальные – «Дождик», «Вербочки»).
Затем продолжили работу с помощью новой техники «рисование ладошкой». Получившиеся оттиски дополняла элементами, создавая окончательный образ («Солнышко», «Рыбка», «Ёжик»).
Малышам очень нравиться создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Для создания предметных и сюжетных картинок я использовала на занятиях печатки из картофеля, яблок и смятую бумагу («Яблочный компот», «Сова», «Букет для мамы» и др.).
Следующим этапом работы стало знакомство с кистями. Эту работу я начала с жёсткой кисти. Детям очень нравилось рисовать такой кистью. Кисть «прыгала» по листу бумаги и оставляла за собой пушистые следы («Медвежонок», «Снегопад»).
Много красивых работ получилось у нас с детьми используя трафареты и поролон («Морковки для зайчиков», «Цветочная полянка», «Ласточка» и др.). Трафареты делаю сама, поролон для удобства помещаю в старые пластмассовые коробочки (подобие ручки).
В этом учебном году я продолжила знакомить детей с увлекательными приёмами рисования. Мои детки уже знакомы с такими техниками как :
- поролоновый рисунок
- точечный рисунок
- набрызг
- пластитинография
- рисование крупой
- отпечатки листьев
- рисование вилкой
- рисование ватой
В связи с особенностями возраста моих воспитанников, в своих занятиях я использую разные методические приё мы: игровой приём, художественное слово, сюрпризный момент, просьба о помощи, пальчиковые и подвижные игры, физкультурные и музыкальные минутки.
Параллельно с ознакомлением детей с нетрадиционными техниками рисования мною велась и ведётся другая работа по избранной теме.
Первым делом я изучила литературу (список прилагается в конце). Определила цели и задачи своей работы:
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: - познакомить детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования;
- формирование у детей интереса к рисованию;
- развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Также я составила перспективный план на год по изобразительной деятельности в 1-й и 2-й младших группах по нетрадиционной технике рисования. Проведё н мастер- класс для педагогов на тему: «Изображение зимних пейзажей нетрадиционными техниками рисования». Показала открытое занятие на тему: «Черепашка» с применением техники «печатки из картофеля».
Регулярно в моей группе проходят выставки работ детей, некоторые рисунки размещаются в «Творческой галерее Д\С№31».
Неоднократно на сайте детского сада в разделе «новости» печатались фото с творческими работами ребят и рассказами об их успехах (ноябрь 2016г., март, декабрь 2017г.).
Свою работу выстраиваю в тесном взаимодействии с родителями. Провела родительское собрание на тему: «Роль рисования в развитии детей. Нетрадиционные техники рисования» (февраль 2017г., мастер-класс для родителей: «Необычными вещами мы рисуем без труда» (октябрь 2017г., консультации:
- «Материалы по изобразительной деятельности и способы их использования в семье»
- «Как научить ребёнка рисовать, если вы сами этого не умеете?»
- «Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке».
- «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
- «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка».
Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях и поддерживают любую инициативу связанную с развитием их детей.
В настоящее время, продолжаю свою работу по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей младшего возраста».
Литература:
Пособие Никитиной А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста»
Казакова Р. Г. «Изобразительная деятельность в детском саду»
Дронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность в детском саду»
Лыкова И. А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»