Конченкова Эльза
Использование нетрадиционных приемов работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Использование нетрадиционных приемов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Подготовила: учитель – логопед Конченкова Э. Р.
На сегодняшний день проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается рост детей с различными речевыми нарушениями.
Публикация «Использование нетрадиционных приемов работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Старшая группа
- Темочки
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Дети испытывают трудности в овладении лексико - грамматических форм, звукопроизношении, имеют скудный словарный запас, не умеют строить связные высказывания.
В нашей группе дети с тяжелыми нарушениями речи, имеют свои особенности. Чтобы процесс обучения был для них доступным, интересным, развивающим, занимательным, перед нами встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в коррекционной работе особое значение, предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций.
Чтобы сделать занятия для детей более интересными, разнообразными и в тоже время продуктивными, увлечь, удивить ребенка, вызвать положительные эмоции, использую разные, непохожие один на другой, привлекающие внимание и интерес ребенка способы организации детской деятельности и общения.
В своей работе использую нетрадиционные методы и формы работы по автоматизации звуков в речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важнейших составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков после постановки или коррекции звука.
Закрепление правильного звукопроизношения – процесс долгий. Поэтому необходимо вести работу длительно и кропотливо.
Важно помнить, что автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Для того, чтобы провести занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, стараюсь увлечь его, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать материал.
С целью коррекции дефектов речи у детей целесообразно использую в работе различные игры. Использование в играх занимательного игрового материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения.
Автоматизировать звук можно как традиционными способами, так и инновационными.
Использование нетрадиционных способов закрепления звука позволяет заинтересовать ребёнка и поддерживать заинтересованность на протяжении всего занятия.
С целью коррекции дефектов речи у детей использую различные игры.
В своей работе широко применяю песочную терапию. Элементы песочной терапии применяются в качестве вспомогательного средства при автоматизации звуков, развитии сенсомоторных навыков у детей. Предлагаю ребенку нарисовать полет самолета, следы животных, дорожку и пр. Ребенок рисует пальцем на песке одновременно изолированно произносит звук громко, обычным голосом и шепотом.
• «Картинки под песком» Под прозрачный короб с песком положить цветные картинки. Ребенок должен кисточкой смести песок и назвать картинки с заданным звуком.
• «Найди игрушку». Ребенку предлагается с закрытыми глазами найти игрушку, закопанную в песке, в названии которой есть автоматизированный звук.
• Камешки Марблс, предлагаю ребенку выложить звуковую дорожку, «Укрась валенок Деда Мороза», повторяя поставленный звук.
• Упражнение «Пианист». Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.
• Упражнение «Наряди красавицу - елку», детям предлагается подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук.
• Игра «Магазин», для нее потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы и игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук.
• «Строим башню» или «Дженго", для ее проведения понадобятся кубики или детали детского конструктора. Ребенок называет слова и строит башню, педагог тоже может принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
• «Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор, пока башня не будет разрушена.
• «Подзорная труба» Из втулки от бумажных полотенец сделать подзорную трубу, обклеить цветной бумагой. Ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребё нок отвечает: «Я вижу…» Можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.
Речь развивается под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук, поэтому эффективно в логопедической работе использовать игры и упражнения, позволяющие автоматизировать звук комплексно с развитием мелкой моторики.
• «Узелки» Для данной игры понадобиться шнурок или бельевая веревка. Назвать ребенку слова со звуком, который автоматизируется. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.
• «Цепочка» Цветные прищепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. На каждую прищепку ребенок проговаривает слово или слог на заданный звук.
• Упражнение «Звуковые дорожки». Ребёнку предлагается выкладывать камушки, шишки, по нарисованной дорожке, произнося чётко речевой материал. Аналогично проводится закрепление звука в речи, выкладывая мелкими предметами узор.
• «Домик с жителями»
Надо сделать домик и спрятать за его ставнями карточки с жителями (зверями, птицами и т. д.) с определённым звуком в составе названия.
Сначала все ставни открываются и ребёнку предлагается запомнить кто в каком окошке живёт. Потом ставни закрываются и взрослый, скажем, спрашивает: "Где живёт верблюд?". Если ребёнок находит правильное животное, он говорит его название 1 раз и ему можно выдать в награду игровую фишку (сбор 5-6 фишек = 1 призу (наклейке).
Если не запомнил и открыл неправильно, например, нашёл воробья вместо верблюда, то в качестве штрафа малыш должен сказать "Воробей" 3 раза.
После каждого раза вне зависимости от правильного или неправильного ответа, карточки с животными меняются местами - ребёнок должен запоминать их расположение заново.
«Кукла – прятка» (кукла в кулечке) – кукла прячется, затем выходит, ребенок называет автоматизированный звук. Если называет неправильно, кукла не выходит.
Игры с водой:
• «Слоговые дорожки» : пальчиком рисуем круги по воде и проговариваем слоги: са-со-су, ша-шо-шу.
• «Порт» - понадобится кораблик (можно бумажный) или легкая игрушка. Задача ребенка: дуя на игрушку (помогать руками нельзя) провести кораблик в «порт». Портом может быть берег, бортик ванны/бассейна или противоположная сторона емкости, куда налита вода.
Совет: устройте соревнование: чей кораблик быстрее придет в порт.
Данная игра развивает речевое дыхание ребенка.
• «Найди букву»Понадобятся буквы из магнитной азбуки и емкость с водой. На столе (или другой ровной поверхности) ведущий выкладывает слова с пропущенными буквами и дает подсказки. Задача ребенка угадать слово, выловить нужную букву (можно усложнить игру вылавливая буквы удочкой с магнитом) и собрать слово. Например: мАк, сОк, лУк, кОт, кИт, тУча, лИст и тд. Начинайте с простых слов, постепенно усложняя задания.
• «Угадай, что это?»
Понадобится емкость с водой и разные игрушки.
Ребенок закрывает глаза и по описанию пытается угадать: о чем/ о ком речь: например, красное, круглое, наливное… яблоко. Если ответил правильно, то надо достать игрушку из воды и забрать себе. Выигрывает тот, кто угадал больше.
• «Спасатель»Из пластмассового конструктора (который не тонет в воде) сделать «островки», на островки посадить зверей или другие мелкие игрушки, которые нравятся ребенку (например, из шоколадных яиц). Задача ребенка с помощью кораблика (можно сделать из бумаги) «оплыть» все островки и «спасти» игрушки, проговаривая кого и откуда он забрал на кораблик, например: я забрал зайца с синего острова, я нашел робота на красном острове. Если ребенок затрудняется, проговаривайте вместе. Игру можно усложнить заданиями от ведущего: найди собаку. Она на зеленом острове и тд.
Можно использовать упражнения по выработке мускульной памяти :
1. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации,
2. Вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
3. Нажимание кнопки «Попыта»
4. Выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
5. Выкладывание «колодца» из палочек
6. Использование попрыгунчиков.
Катая шарики по руке по кругу по часовой стрелке и против неё, скользящими движениями, предлагается проговаривать слоги, слова или заученный ранее стихотворный текст, насыщенный автоматизируемым звуком.
Игры с сыпучими материалами:
• «Поймай звук» Цель: развитие речевого слуха, учить вычленять заданный звук из цепочки звуков, из ряда слов.
• Предложить дошкольникам выкладывать крупинки на стол в ряд тогда, когда услышат заданный звук.
• Набирать сыпучий материал в емкость (ладонями, пальцами, ложками) и называть звук, слог или слово с заданным звуком.
Так же в своей работе для автоматизации звуков использую подвижные игры.
• «Веселый мяч» Ребенку предлагается произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.
• «Попади в цель» Расставляются бумажные стаканчики. Дети должны забросить попрыгунчик в стакан, при этом назвать автоматизированный звук. Выигрывает ребенок, у которого больше мячиков.
• «Прыгни в обруч» Ребенок прыгает из обруча в обруч, называет слово с автоматизированным звуком.
• «Кегли» Ребенок сбивает кегли, называет слово с заданным звуком.
Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь дошкольников, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.