Елена Зайцева
Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.
Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Это творческая, деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Публикация «Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Содержание ручного труда очень разнообразно. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Ручной труд дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, открытку для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.
Важным условием успешного развития детского художественного творчества, является разнообразие и вариативность форм работы.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия.
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В совместной деятельности я стараюсь применять увлекательные истории, знакомить с чем-то новым, интересным, неведомым до сего момента, привлекая детей к творчеству, развивая воображение и фантазию. Это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Часто используемый природный материал развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы - проволока, пластилин, клей, нитки и т. д.
На занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:
1) изготовление изделий из различных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали;
2) работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать;
3) в процессе практической работы с проволокой, фольгой дети получают элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при обработке. Основные приёмы обработки металлов, с которыми знакомятся дети, - резание, сгибание, скручивание, плетение;
4) в процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные работы. Дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движений пальцев;
5) работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами;
6) использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве;
7) особую значимость работе придаёт то, что изделия, выполняемые из отходов тканей и ниток, прекрасно служат в быту в виде различных ковриков, салфеток, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично поисковый;
- рефлексивные приёмы и методы;
- игровой.
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные : парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Вместе с традиционными занятиями возможно проведение творческих проектов, для которых характерно следующее:
• выявление не конкретной темы, а смысла, как способа постижения каждым ребенком окружающего мира;
• расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
• вовлечение в проектную деятельность других людей: взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников;
• обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
• презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, коллекции).
Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных, в создании которых принимают участие педагоги, родители и сами дети.
Формы представления результатов продуктивной деятельности:
- организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера;
- в сервировке обеденного стола;
- в оформлении группы;
- открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района.
Работа с родителями предполагает:
- папки-раскладушки;
- информационные стенды;
- индивидуальные консультации;
- мастер-классы;
- анкетирование;
- родительские встречи;
- семинары - практикумы.
В сотворчестве с воспитанниками (подготовительная группа) использую различные техники работы с бумагой :
• Конструирование из бумаги - один из самых интересных видов работы с ней. Вырезанные бумажные детали складывают и склеивают вместе, и получаются объемные фигурки.
• «Киригами» - разновидность искусства «оригами». В «киригами» допускается использование ножниц и клея. Включает в себя: складывание бумаги, надрезание, вырезание с целью получения объёмных или плоскостных фигур. «Снежинка на окошко» – это классический пример искусства «киригами». Один из таких способов — это складывание листа бумаги пополам (уголок к уголку) с совмещением сторон для последующего вырезания и художественного оформления поделок (зверушек, открыток, декораций). Более «продвинутым» видом этой техники является «киригами» объёмное. Когда из складываемой и надрезаемой определённым образом бумаги рождаются объё мные ажурные поделки: шары, цветы, фигурки птиц и животных, раскладные открытки.
• «Квиллинг» - альтернативными названиями этого вида рукоделия также служат такие слова как «бумагокручение» и «бумажная филигрань». Бумажные полоски накручивают на иглу, затем формируют из них изысканные изделия.
• «Торцевание» - представляет собой один из видов мозаики, который выполняется из кусочков гофрированной бумаги.
Для декорирования открыток к праздникам, дети с удовольствием используют технологию скрапбукинга, декупажа, коллаж.
• «Скрапбукинг» - является производным от английских слов scrap и book – вырезка и книга соответственно. Технология скрапбукинга использовалась первоначально для украшения фотоальбомов и представляет собой аппликацию с безграничными возможностями для фантазии, воображения, творчества. Эта техника включает в себя много других техник (квиллинг, торцевание, декупаж и т. д.) с добавлением различных материалов-украшений. Материалы самые разнообразные, какие только есть под рукой (бусинки, бисер, пуговицы, лоскутки ткани, замки от одежды, ключики и т. д.)
• «Декупаж» - это украшение различных предметом рисунками, вырезанными из декупажных салфеток.
• «Коллаж» - составление картины из вырезанных изображений.
• «Бисероплетение» – как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость.
• Конструирование из бросового материала. Это очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание.
• Конструирование из природного материала.
Работа с природным материалом помогает сближению ребенка с природой, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней и формированию первичных трудовых навыков. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию сенсомоторики, умственного развития ребенка, развитию его внимания, любознательности.
Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.