МААМ-картинки

Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками

Елена Зайцева
Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Это творческая, деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Публикация «Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Содержание ручного труда очень разнообразно. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Ручной труд дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, открытку для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества, является разнообразие и вариативность форм работы.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В совместной деятельности я стараюсь применять увлекательные истории, знакомить с чем-то новым, интересным, неведомым до сего момента, привлекая детей к творчеству, развивая воображение и фантазию. Это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Часто используемый природный материал развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы - проволока, пластилин, клей, нитки и т. д.

На занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:

1) изготовление изделий из различных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали;

2) работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать;

3) в процессе практической работы с проволокой, фольгой дети получают элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при обработке. Основные приёмы обработки металлов, с которыми знакомятся дети, - резание, сгибание, скручивание, плетение;

4) в процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные работы. Дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движений пальцев;

5) работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами;

6) использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве;

7) особую значимость работе придаёт то, что изделия, выполняемые из отходов тканей и ниток, прекрасно служат в быту в виде различных ковриков, салфеток, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемного изложения;

- частично поисковый;

- рефлексивные приёмы и методы;

- игровой.

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные : парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Вместе с традиционными занятиями возможно проведение творческих проектов, для которых характерно следующее:

• выявление не конкретной темы, а смысла, как способа постижения каждым ребенком окружающего мира;

• расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

вовлечение в проектную деятельность других людей: взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников;

• обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

• презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных, в создании которых принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности:

- организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера;

- в сервировке обеденного стола;

- в оформлении группы;

- открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района.

Работа с родителями предполагает:

- папки-раскладушки;

- информационные стенды;

- индивидуальные консультации;

- мастер-классы;

- анкетирование;

- родительские встречи;

- семинары - практикумы.

В сотворчестве с воспитанниками (подготовительная группа) использую различные техники работы с бумагой :

Конструирование из бумаги - один из самых интересных видов работы с ней. Вырезанные бумажные детали складывают и склеивают вместе, и получаются объемные фигурки.

«Киригами» - разновидность искусства «оригами». В «киригами» допускается использование ножниц и клея. Включает в себя: складывание бумаги, надрезание, вырезание с целью получения объёмных или плоскостных фигур. «Снежинка на окошко» – это классический пример искусства «киригами». Один из таких способов — это складывание листа бумаги пополам (уголок к уголку) с совмещением сторон для последующего вырезания и художественного оформления поделок (зверушек, открыток, декораций). Более «продвинутым» видом этой техники является «киригами» объёмное. Когда из складываемой и надрезаемой определённым образом бумаги рождаются объё мные ажурные поделки: шары, цветы, фигурки птиц и животных, раскладные открытки.

«Квиллинг» - альтернативными названиями этого вида рукоделия также служат такие слова как «бумагокручение» и «бумажная филигрань». Бумажные полоски накручивают на иглу, затем формируют из них изысканные изделия.

«Торцевание» - представляет собой один из видов мозаики, который выполняется из кусочков гофрированной бумаги.

Для декорирования открыток к праздникам, дети с удовольствием используют технологию скрапбукинга, декупажа, коллаж.

«Скрапбукинг» - является производным от английских слов scrap и book – вырезка и книга соответственно. Технология скрапбукинга использовалась первоначально для украшения фотоальбомов и представляет собой аппликацию с безграничными возможностями для фантазии, воображения, творчества. Эта техника включает в себя много других техник (квиллинг, торцевание, декупаж и т. д.) с добавлением различных материалов-украшений. Материалы самые разнообразные, какие только есть под рукой (бусинки, бисер, пуговицы, лоскутки ткани, замки от одежды, ключики и т. д.)

«Декупаж» - это украшение различных предметом рисунками, вырезанными из декупажных салфеток.

«Коллаж» - составление картины из вырезанных изображений.

«Бисероплетение» – как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость.

• Конструирование из бросового материала. Это очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание.

• Конструирование из природного материала.

Работа с природным материалом помогает сближению ребенка с природой, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней и формированию первичных трудовых навыков. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию сенсомоторики, умственного развития ребенка, развитию его внимания, любознательности.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных форм работы с детьми в приобщении здорового образа жизни в детском саду Здравствуйте уважаемые коллеги! Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна как для дошкольного учреждения, так и.

Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности Доклад. Тема: «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности». Дети с особенностями развития.

Семинар-практикум «Значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками» Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и.

Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста. В данной работе я отразила свой инновационный опыт по активизации музыкального восприятия у детей, используя такую нетрадиционную форму,.

Конструкт ручного труда в подготовительной группе «Снежинки» Цель: развитие у детей познавательных интересов, социально – коммуникативных навыков в процессе совместной трудовой деятельности. Воспитательная.

Мастер-класс «Использование современной образовательной технологии «геокешинг» в работе со старшими дошкольниками»Мастер-класс «Использование современной образовательной технологии «геокешинг» в работе со старшими дошкольниками» Мастер-класс с педагогами ДОУ на тему: «Использование современной образовательной технологии «геокешинг» в работе с детьми старшего дошкольного.

Опыт работы «Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников» Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников. В одном мгновении видеть вечность,.

Презентация «Телесно-ориентированный подход в работе со старшими дошкольниками» Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими.

Применение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками с использованием музыкиПрименение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками с использованием музыки Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию.

Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Самообразование. Тема: Социоигровая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками
Опубликовано: 19 мая 2019 в 11:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зайцева (УИ 27688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД