Татьяна Попова
Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста
В данной работе я отразила свой инновационный опыт по активизации музыкального восприятия у детей, используя такую нетрадиционную форму, как музыкальная гостиная (на основе сотрудничества с Детской школой искусств).
Публикация «Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Развитие восприятия музыки является одной из основных задач музыкального воспитания дошкольников, к тому же, это ведущий вид музыкальной деятельности, который является основой для всех других видов (пения, музыкально- ритмических движений, музицирования). И, хотя, программой по музыкальному воспитанию для данного вида выделен отдельный раздел, без восприятия невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности. Сам процесс восприятия весьма сложен: он требует от детей внимания, памяти, эмоциональной отдачи, логических размышлений и определённых знаний. Поэтому моя педагогическая задача- научить ребенка разбираться в особенностях музыки, определять жанр и характер, уметь выражать своё отношение к ней.
Одной из задач, которые ставит ФГОС перед дошкольными образовательными организациями, является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 1.6). В связи с этим для меня очень актуально подходить к своей работе наиболее творчески, подбирать и находить новые формы, методы, технологии, способствующие более качественному усвоению детьми программы музыкального воспитания и программы ДОО в целом.
Так, Павел Максимович Якобсон, советский ученый и специалист в области психологии художественного творчества, выделил три стадии музыкального восприятия у детей:
1 стадия- знакомство с музыкальным произведением и впечатления о нем (отличается смутностью общих представлений);
2 стадия- повторное прослушивание (сопровождается пониманием образов, а также средств музыкальной выразительности);
3 стадия- еще одно обращение к уже знакомому произведению, обогащенное ранее возникшими ассоциациями и представлениями (происходит погружение в образ, формируется индивидуальное отношение к произведению).
Это, конечно же, учитывается мною в работе по данному виду деятельности, но я решила внести небольшие творческие коррективы. Так повелось, что наш детский сад давно и прочно сотрудничает с Детской школой искусств: мы обмениваемся опытом, посещаем мероприятия, традиционно приглашаем учащихся и педагогический состав на День дошкольного работника с концертом, ведем активное сотрудничество как с одним из социальных партнеров. В течение 2016-2017 учебного года мы провели ряд совместных музыкально-игровых досугов (в форме музыкальной гостиной, на которых дети слышали живое звучание вокальных, а также инструментальных произведений, исполненных на различных инструментах (баян, аккордеон, гитара, синтезатор, фортепиано, принимали участие в музыкально- игровых минутках. Данная форма работы оказалась довольно продуктивной, на мой взгляд: дети с интересом воспринимали уже знакомые, но в другом исполнении, произведения, они с удивлением отмечали: «Так мне слушать музыку интересней», что это бывшие воспитанники детского сада так хорошо играют на разных инструментах. Кроме того, что, как не живое исполнение, оставит наибольший отклик в душе, будь то взрослый или ребенок? В связи с этим, мы решили продолжить нашу работу в данном направлении, но уже не как досуговое мероприятие, а в рамках усвоения программного материала (как 3-я стадия восприятия музыки).
Так, исходя из программных задач по музыкальному воспитанию, в соответствии с репертуаром, а также, исходя из возможностей ДШИ, я разработала примерный план работы музыкальной гостиной на 2017-2018 учебный год. Целью моей работы в данном направлении было формирование активного интереса к восприятию музыки у детей, повышение качества усвоения программного материала через нетрадиционные формы работы.
Основными задачами были определены следующие:
• формировать активный интерес к музыке через нетрадиционные формы работы;
• закреплять полученные знания детей, используя различные формы и методы;
• развивать эстетический вкус, эмоциональный отклик;
• воспитывать положительное, уважительное отношение к высокой культуре.
Для более удобного проведения занятий в музыкальной гостиной я сформировала весь репертуар в тематические блоки, на основе этого педагоги ДШИ подбирали музыкальный материал, рекомендовали свой, далее общими усилиями подбирались музыкальные разминки или паузы- физкультминутки, обговаривалось время встречи. Чтобы не нарушать режим детей, встречи проходили в свободное от занятий время, как правило, во второй половине дня, и не более 30 минут по длительности. Близость детского сада к ДШИ позволило проводить занятия не только в ДОУ, но и посещать ДШИ, то есть менять обстановку самих занятий.
Музыкально- тематические блоки, по которым разрабатывался план:
• «Как музыка рассказывает о животных и птицах»;
• «Музыкальная шкатулка» (по творчеству композиторов П. И. Чайковского, М. И. Глинки);
• «Времена года в музыке»;
• «Музыка и сказка»;
• «Настроение в музыке»;
• «Старая сказка или Щелкунчик и Мышиный король»;
• «Наши друзья- игрушки»;
• «Моя веселая семейка».
Для того, чтобы детям было интересно, для непринужденной обстановки на занятии, были включены следующие приемы и методы:
• метод сотрудничества (с целью активизации общения, развития словарного запаса у детей включались различные обсуждения и беседы);
• ситуативный метод (с целью развития логического мышления, внимания, памяти создавалась какая-либо проблемная ситуация и определялись пути решения выхода из нее);
• игровой метод (применялся с целью развития коммуникабельности, для снятия эмоционального напряжения, усвоения материла в более доступной для детей игровой форме);
• метод театрализации (с целью развития творческого потенциала и умения образно передавать характер услышанного произведения, с использованием пантомим, инсценировок, этюдов);
• метод импровизации (также для развития творческих способностей, умения быстро включаться в действия);
• соревновательный метод (используется, скорее, как мотивационный момент: кто быстрее отгадает название произведения, имя композитора, соберет музыкальную команду, выберет себе инструмент и т. д, позволяет развивать внимание и память, быстроту реакции);
• наглядно-слуховой метод (как ведущий в музыкальном воспитании детей, без которого невозможно полное осознание музыкального образа, здесь необходимо использование ТСО, ИКТ);
• метод активного слушания или практический метод (с целью развития музыкально-творческих способностей, погружения в образ, передачи характера музыки через движения, инсценировки);
• метод контроля (с целью оценки усвоения материала, с включением различных викторин, опросов, наблюдений).
Таким образом, подведя итоги, могу сделать следующие выводы.
Я считаю, что работа в данном направлении с использованием такой формы, как музыкальная гостиная, дает возможность воспитанникам осваивать программу музыкального воспитания наиболее успешно. Создание непринужденной обстановки, включение в ход различных игровых ситуаций, использование технических средств одновременно с прослушиванием музыки (что не часто используется на традиционных занятиях, вариативность проведения музыкальной гостиной (в ДОУ, в ДШИ, на сцене ДК, в хореографическом зале ДК, вариативность методов (чего также не всегда удается применять в полной мере в рамках музыкального занятия, тесное взаимодействие педагогов и детей, а также неизменное живое исполнение музыкальных произведений- все это способствует достижению задач не только по развитию музыкального восприятия, но и задач по музыкальному воспитанию в целом.
Приложение 1.
План работы на 2017-2018 учебный год
Время проведения Мероприятие Задачи
Октябрь
«Наши друзья- игрушки»
(на основе музыкальных произведений: «Вальс игрушек», «Новая кукла и «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки).
Закрепить знания о знакомых музыкальных произведениях, развивать творческие способности через игровые ситуации, формировать положительное отношение к классической и современной музыке и живому исполнению.
Ноябрь
Концертно-игровая программа «Как музыка рассказывает о животных и птицах»(на базе таких музыкальных произведений: «Марш гусей», «Пудель и птичка», «Утки идут на речку», «Две гусеницы разговаривают», «На слонах в Индию», «Мышки»). Развивать речевую активность детей, побуждать к высказываниям своих впечатлений через живое исполнение вокальных и инструментальных произведений, формировать правильное отношение к восприятию музыки.
Декабрь
«Зимние картинки»(музыкально-познавательная программа по мотивам музыкальных произведений о зиме: «Снежинки», «У камелька», «Вальс снежных хлопьев», «Песенка о зиме»).
Развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать слушательскую культуру, закреплять полученные знания в познавательно- игровой деятельности через участие в викторине, продолжать формировать представления детей о музыкальных жанрах.
Январь
«Сказка в музыке»(по мотивам сказок «Щелкунчик и Мышиный король», «Сказка о царе Салтане», мультфильма «Гномы и Горный король», музыкальных произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, М. И. Глинки, Н. А.
Римского- Корсакова).
Знакомить с лучшими образцами детской классической музыки, закреплять знания о жанрах, побуждать к высказыванию о впечатлениях, развивать двигательные фантазии и творчество через активное слушание и музыкальные этюды.
Март
Концертно-игровая программа «Моя веселая семейка» (вокальные и инструментальные произведения о семье: о папе и маме, членах семьи, домашних животных, традициях; с использованием музыкальных игр, загадок, пантомим, импровизации).
Развивать коммуникативные способности, умение сотрудничать друг с другом через участие в пантомимах, этюдах и инсценировках, развивать импровизационные способности, навыки общения, речевую активность, закреплять знакомый материал в игровой форме, знакомить с новыми произведениями.
Апрель
«Музыкальная шкатулка»
(игра-викторина по мотивам «Детского альбома» П. И. Чайковского).
Закреплять знания о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, а также о различных понятиях в музыке (оркестр, хор, солист, дирижер, музыканты, ансамбль, и т. п.).
Май
«Веселые голоса»(совместный концерт детей ДОУ и учащихся и педагогов ДШИ).
Подведение итогов работы. Создание дружеской, радостной атмосферы через сотрудничество детей и взрослых, развитие коммуникативных качеств, творческих способностей.