Наталья Александровна Кульманова
Опыт работы «Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников.
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Художественный ручной труд
это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр, труда и отдыха
Публикация «Опыт работы „Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
- это обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшее средство умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания
-это умение увидеть и дать ненужным вещам вторую жизнь
Актуальность
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Очень важно знакомить ребенка с окружающей действительностью, чтобы он мог увидеть, понять ее и изобразить, оперируя образами и создавая на их основе новые.
Задачи
• формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
• создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами
• направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало
• развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности
• развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе
• развивать мелкую моторику рук, глазомер
• воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение
Новизна
Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок
для себя, в своё личное пользование.
Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.
Методы и приёмы
Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Условия успешной организации творческой деятельности
• насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг
• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
• провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей
Методика организации работы
1. От простого к сложному
2. Принцип систематичности
3. Принцип тематических циклов
4. Индивидуального подхода
5. Принцип последовательности
Предварительная работа
Рассматривание картин
Просматривание диафильмов
Наблюдения
Слушание музыки
Создание выставок
Создание коллекций
Экспериментирование
Чтение литературы
Игры на фантазию
Игры – имитации
Разучивание стихов
Экскурсии
Коллажи
Беседы
Гимнастики
Материалы для творчества
Природный материал
Коробочки
Бутылочки и баночки
Диски
Крышки
Трубочки
Вата
Крупа
Нитки
Одноразовая посуда
Фантики
Пробки
Пуговицы
Ячейки от таблеток
И многое другое…
Содержание ручного труда
Работа с тканью, нитками:
- декоративная аппликация,
- коллажи из ткани, бисера, бус,
- плетение, ткачество;
- изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров
Работа с природным материалом
- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,
- плетение из прутьев, сухой травы,
- составление декоративных букетов,
- оформление живого уголка
Работа с бумагой и картоном
- аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,
- изготовление декоративных панно, открыток;
- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.
Работа с бросовым и искусственным материалом
-вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,
-изготовление декоративных украшений и предметов быта,
-изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха
Рекомендации
Приучать ребенка к самостоятельности -
сам придумал, сам вырезал, сам сделал, сам украсил и т. д….
Научить ребенка бережному обращению с поделками.
Не бросать начатое дело, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца.
А после окончания работы – навести порядок.
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
Не огорчаться при неудачах
Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы.
Обязательно вернись к своей работе.
Выбери форму попроще.
Рассмотри и проанализируй свою работу.
Обратись за помощью к взрослому.
Что развивает у детей ручной труд :
Развивает речь.
Повышает сенсорную чувствительность.
Развивает воображение, пространственное и логическое мышление.
Ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика).
Формирует умение планировать работу.
Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца).
Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Работа с родителями
Родительские собрания
Анкетирование
Тестирование
Консультации
Информационные листы
Папки-передвижки
Листы-памятки
Мастер-классы
Конкурсы
Презентации
Проекты
Выставки
Создание альбомов
Пополнение развивающей среды
Совместные праздники
Фотогазеты
Творчество родителей
Наше творчество
По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что дошкольники овладели умением в точной последовательности выполнять задания, приобрели практические умения и навыки, появилась самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления (они совершенствуют поделки и находят им новое применение, научились эстетично и аккуратно оформлять работу, совершенствована мелкая моторика руки, сформированы умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, пополнили активный словарь.
Итоги проделанной работы
В целом, подводя итоги проделанной работы, хочу отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и ручного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом, в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность
Советы мудрого
и креативного педагога
• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия
(развитие собственного "я”)
• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему
• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением
• творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями
• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка
• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации
• создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству
«…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.»
Роден
Используемая литература
Используемая литература
Программа «От рождения до школы» под редакцией И. И. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
И. Агапова «Поделки из природного материала»
М. Давыдова «Оригами для дошкольников»
Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала»
С. А. Мирошниченко «Без скуки - на все руки»
Ф. П. Филенко «Поделки из природного материала»
З. А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»
Спасибо за внимание!