Ирина Решетова
Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОИГР В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
На сегодняшний день все чаще и чаще встречаются дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной расторможённостью или заторможенностью, эмоционально - волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин довольно много. Это и биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей.
Но ещё одна немаловажная причина, — это малоподвижный образ жизни наших детей, а как мы знаем, ребёнок развивается в движении! Недостаточность физической активности ведёт к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин моторной неловкости, невнимательности, недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему [1].
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребёнка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможённость. Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.
Благодаря развитым межполушарным связям у ребенка возникают:
- эмоциональная устойчивость к негативным факторам,
- улучшается координация движений, моторно-двигательная сфера;
- происходит успешное усвоение информации, ее анализ.
У детей дошкольного возраста с нарушениями речи наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия.
Включение нейроигр и упражнений учителем-логопедом на занятиях является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым годом. Я работаю на группе комбинированной направленности для детей 6–7 лет, это дети с тяжелыми нарушениями речи. У многих воспитанников группы наблюдаются проблемы в психомоторном развитии: нарушена координация движений, испытывают трудности в переключении с одного движения на другое. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия, дети испытывают затруднения в выполнении заданий на классификацию, в количественном счёте, в решение арифметических задач.
Передо мной встала задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Прошла обучение по авторской методике Юлии Робилко «Порождение речевых движений. От формирования базы речи к первым словам», посетила международный авторский мастер – класс Эдиза и Эксин Токсой «Нейроигры для развития мозга». Для решения данной проблемы применяю в коррекционной работе нейрогимнастику (нейроигры) – гимнастику «для мозга».
Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.
Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей [3].
В своей работе использую нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений и т. д.
Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям. В процессе применения нейроигр и упражнений происходит:
- активизация работы мозга;
- повышение его функциональности и пластичности;
- развитие уровня внимания и памяти;
- развитие высших психических и моторных функций;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие речи.
Нейроигры, используемые на занятиях можно разделить на 3 функциональных блока:
1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга
(дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, биоэнергопластика, самомассаж).
2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и обработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положения руки)[6].
Остановимся на нейроиграх, которые, по моему мнению, оказались наиболее эффективными в работе с обучающимися с нарушениями речи:
1. Биоэнергопластика – одновременное выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
2. Су –Джок шарики – массаж и самомассаж колючим шариком и пружинкой.
3. Использую в работе кинезиологические дорожки с одновременным проговариванием изолированного звука или слога.
4. Игры, в которых задействованы обе руки (сбор карандашей в стакан одновременно двумя – прямой и перекрестный, игра «Рыбалка, «Ежик – сортер» и т. д.).
5. Рисование двумя руками и смятие бумаги
6. Палочковая гимнастика (использование деревянных клавес).
7. Работа с прищепками.
8. Логоритмика.
Использую массажные коврики для усиление эффекта от упражнений пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений, применяю песни Юлии Робилко.
9.
10. Использование на занятиях Доски Бильгоу
Тренажер Бильгоу — это деревянная доска - балансир с нескользящей поверхностью. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. Занятия на доске использую на различных этапах занятия с детьми: автоматизации звука в слогах, словах т. д., применяю авторский подход Юлии Робилко.
Занятия на доске Бильгоу — зарядка для мозга, она помогает «настроить» процессы в головном мозге и способствует:
- развитию межполушарного взаимодействия;
- улучшению крупной моторики;
- улучшению координации, ощущения тела в пространстве;
- увеличению скорости обработки информации от органов чувств;
- развитию зрительно-моторных функций; -
- развитию речи, памяти и концентрации внимания;
- улучшению эмоционально-волевой сферы.
11. Использование опорных карточек при работе над ритмом и переключении движений.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Использование нейроигр в коррекционной работе позволило добиться стойкой положительной динамики в развитии всех компонентов речи. Если в 2022 – 2023 учебном году, когда нейроигры редко использовались в работе, количество обучающихся, выпущенных с чистой речью составляло 60%, то в 2023 -2024 учебном году, когда нейроигры использовались на различных этапах занятия, количество обучающихся с чистой речью составило 65% от общего количества детей.
К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
Была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы нейроигры и нейротренажеры.
Практика показала, что применение этих пособий, игр и упражнений, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а также в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников.
Список литературы:
1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
2. Нейропсихологические занятия с детьми: 2 ч В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих- М. : АЙРИС – пресс, 2018 г-144 с.
3. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИС пресс, 2018. - 112с. :или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
4. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А. Ф. издательство: Попурри, 2014г.
5. Семёнович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, 2017.—474 с.
6. Фитнес для мозга для детей 6–7 лет. Блокнот-тренажёр + наклейки | Ахмадуллин ШамильТагирович.