Получи документы

Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Ирина Решетова
Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОИГР В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

На сегодняшний день все чаще и чаще встречаются дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной расторможённостью или заторможенностью, эмоционально - волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин довольно много. Это и биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей.

Но ещё одна немаловажная причина, — это малоподвижный образ жизни наших детей, а как мы знаем, ребёнок развивается в движении! Недостаточность физической активности ведёт к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин моторной неловкости, невнимательности, недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему [1].

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребёнка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможённость. Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Благодаря развитым межполушарным связям у ребенка возникают:

- эмоциональная устойчивость к негативным факторам,

- улучшается координация движений, моторно-двигательная сфера;

- происходит успешное усвоение информации, ее анализ.

У детей дошкольного возраста с нарушениями речи наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия.

Включение нейроигр и упражнений учителем-логопедом на занятиях является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым годом. Я работаю на группе комбинированной направленности для детей 6–7 лет, это дети с тяжелыми нарушениями речи. У многих воспитанников группы наблюдаются проблемы в психомоторном развитии: нарушена координация движений, испытывают трудности в переключении с одного движения на другое. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия, дети испытывают затруднения в выполнении заданий на классификацию, в количественном счёте, в решение арифметических задач.

Передо мной встала задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Прошла обучение по авторской методике Юлии Робилко «Порождение речевых движений. От формирования базы речи к первым словам», посетила международный авторский мастер – класс Эдиза и Эксин Токсой «Нейроигры для развития мозга». Для решения данной проблемы применяю в коррекционной работе нейрогимнастику (нейроигры) – гимнастику «для мозга».

Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.

Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей [3].

В своей работе использую нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений и т. д.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям. В процессе применения нейроигр и упражнений происходит:

- активизация работы мозга;

- повышение его функциональности и пластичности;

- развитие уровня внимания и памяти;

- развитие высших психических и моторных функций;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие речи.

Нейроигры, используемые на занятиях можно разделить на 3 функциональных блока:

1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга

(дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, биоэнергопластика, самомассаж).

2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и обработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положения руки)[6].

Остановимся на нейроиграх, которые, по моему мнению, оказались наиболее эффективными в работе с обучающимися с нарушениями речи:

1. Биоэнергопластика – одновременное выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

2. Су –Джок шарики – массаж и самомассаж колючим шариком и пружинкой.

3. Использую в работе кинезиологические дорожки с одновременным проговариванием изолированного звука или слога.

4. Игры, в которых задействованы обе руки (сбор карандашей в стакан одновременно двумя – прямой и перекрестный, игра «Рыбалка, «Ежик – сортер» и т. д.).

5. Рисование двумя руками и смятие бумаги

6. Палочковая гимнастика (использование деревянных клавес).

7. Работа с прищепками.

8. Логоритмика.

Использую массажные коврики для усиление эффекта от упражнений пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений, применяю песни Юлии Робилко.

9.

10. Использование на занятиях Доски Бильгоу

Тренажер Бильгоу — это деревянная доска - балансир с нескользящей поверхностью. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. Занятия на доске использую на различных этапах занятия с детьми: автоматизации звука в слогах, словах т. д., применяю авторский подход Юлии Робилко.

Занятия на доске Бильгоу — зарядка для мозга, она помогает «настроить» процессы в головном мозге и способствует:

- развитию межполушарного взаимодействия;

- улучшению крупной моторики;

- улучшению координации, ощущения тела в пространстве;

- увеличению скорости обработки информации от органов чувств;

- развитию зрительно-моторных функций; -

- развитию речи, памяти и концентрации внимания;

- улучшению эмоционально-волевой сферы.

11. Использование опорных карточек при работе над ритмом и переключении движений.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

Использование нейроигр в коррекционной работе позволило добиться стойкой положительной динамики в развитии всех компонентов речи. Если в 2022 – 2023 учебном году, когда нейроигры редко использовались в работе, количество обучающихся, выпущенных с чистой речью составляло 60%, то в 2023 -2024 учебном году, когда нейроигры использовались на различных этапах занятия, количество обучающихся с чистой речью составило 65% от общего количества детей.

К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

Была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы нейроигры и нейротренажеры.

Практика показала, что применение этих пособий, игр и упражнений, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а также в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников.

Список литературы:

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

2. Нейропсихологические занятия с детьми: 2 ч В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих- М. : АЙРИС – пресс, 2018 г-144 с.

3. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИС пресс, 2018. - 112с. :или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)

4. Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга /Лоренс Кац К., Рубин Мэннинг Переводчик: Зиновьев А. Ф. издательство: Попурри, 2014г.

5. Семёнович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, 2017.—474 с.

6. Фитнес для мозга для детей 6–7 лет. Блокнот-тренажёр + наклейки | Ахмадуллин ШамильТагирович.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 09:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Решетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД