Ирина Нарзулаева
Использование фольклора в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Поэтический народный фольклор помогает малышам ориентироваться в окружающем мире, влияет на познавательное развитие. Потешка помогает ребёнку «открыть себя», делает его как бы соучастником действия.
Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена высокой интонационной выразительностью.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки.
Малые формы фольклора,являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Публикация «Использование фольклора в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Обладая большим запасом потешек, песенок, припевок,я включаю их в повседневный разговор с детьми, при проведении режимных моментов. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к условиям детского сада. Например, во время утреннего приёма я переключаю внимание ребё нка на игры с яркими красочными игрушками: кошкой, петухом, собакой, сопровождая движения игрушек с чтением потешки:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масленна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Саше спать не даёшь?
Или:
Киска, киска, киска, брысь
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдёт,
Через киску упадёт.
Или:
Вот собачка Жучка,
Хвостик-закорючка,
Зубки острые,
Шёрстка пёстрая…
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами.
Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик –дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик- наш малыш,
А зовут его Ванечка. (или любое другое имя ребёнка)
Или:
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока ещё незнакомому человеку-воспитателю.
С помощью народных песенок, потешек, можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При умывании:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти коса до пят,
Все волосёнки в ряд.
Расти коса,не пугайся,
Дочка маму слушайся.
Во время приё ма пищи:
Катя, Катя, Катенька,
Кушай кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При одевании на прогулку:
Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки,
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо!
При укладывании спать:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на жёрдочках,
Лисы спят на горочках.
Утки-на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят –поспят.
Всему миру спать велят.
Чтение народных потешек, песенок, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя-помочь им в этом.