Алина Краснова
Использование музыки при организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывать детей, причем воспитывать не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран». Кабалевский Д. Б.
Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.
Публикация «Использование музыки при организации образовательной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне.
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности :
Музыкальные занятия;
Самостоятельная музыкальная деятельность;
Музыка в повседневной жизни;
Музыка на праздниках.
Если музыкальные занятия являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе
Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности : изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.
Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Потоловского одноименного названия. В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т. д.)
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.
Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.
Например, пьеса Д. Кобалевского «Клоуны», прослушанная в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить этого веселого и смешного клоуна в рисунке.
Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
Развлечение с использованием музыки (концерты, музыкальные игры – драматизации, кукольные спектакли, весёлые соревнования и т. д., являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствование музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Насыщенность развлечений эмоциональными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Музыка во время игр детей. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на музыкальном инструменте.
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания на музыкальных занятиях и знакомит их с новыми музыкально – дидактическими играми.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей.
Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.
Музыка на прогулке. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).
Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес.
Когда дети идут на экскурсию, они с удовольствием напевают бодрую песню.
Когда дети на участке кормят крошками воробьев, воспитатель может предложить спеть им песню «Воробей» музыка Еремеевой или «Зима пришла» музыка Метлова.
Например, дети с удовольствием строят домик из песка. Воспитатель, наблюдая за игрой, поёт песню Филичевой «Строим дом», которую ребята охотно подхватят.
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.
Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Итак, в заключение всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня нашей компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка – дошкольника.
Понимая воспитательную силу музыки, педагог заботиться о создании условий для её постоянного использования в жизни группы.
Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.
Список литературы
1. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман – М. : Просвещение, 1983. – 255с.
2. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Академия,1998. -240с.
3. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
4. Теплов, Б. М Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1985.
5. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова. – М. : просвещение, 1997.