Лидия Чекотило
Интеграция музыки в различные виды деятельности детей. Использование музыки на занятиях и при проведении режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция музыки в различные виды деятельности детей. Использование музыки на занятиях и при проведении режимных моментов
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20» г. Оренбург
«Интеграция музыки в различные виды деятельности детей»
(использование музыки на занятиях и при проведении режимных моментов)
Публикация «Интеграция музыки в различные виды деятельности детей, Использование музыки на занятиях и при проведении режимных моментов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Подготовила: музыкальный руководитель высшей квалификационной
категории Чекотило Лидия Павловна2017 г
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам интеграции музыки в различные виды деятельности детей.
Задачи:
- закрепить знания педагогов об особенностях интеграции музыки в различные виды деятельности детей в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования;
- поделиться с коллегами опытом работы по организации использования музыки на занятиях и при проведении режимных моментов.
Организационный этап
Приветствие, введение в тему Уважаемые коллеги! Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с использованием музыки в режимных моментах. Музыка в режимных моментах является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Звучание музыки в режимных моментах (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.
Музыкальный репертуар для использования музыки в режимных моментах, совместно подбирают музыкальный руководитель и воспитатель.
Основной этап
Теоретическая часть Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки :
Утро. Приём детей в детский сад,
Мы приходим в детский сад, там игрушки ждут ребят,
Машины, куклы, кубики в уголке стоят!
Воспитатель с мамами общается, а с нами потом обнимается!
Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку.
П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
Ф. Шопен Вальс №17
Утренняя гимнастика:
Мы шагаем на зарядку, спорт у нас по распорядку!
Музыка на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Г. Свиридов «Военный марш»
И. Штраус «Полька Трик – трак»
М. Глинка «Полька»
Завтрак.
В расписании – еда, завтракать пришла пора.
После завтрака опять, будет некогда скучать.
Мажорная и минорная, спокойно звучащая музыка, благотворно влияет на различные функции организма, в том числе и на пищеварение.
П. Чайковский «Апрель»
Занятия
Это время- время книжки, занятия не спеша идут.
В это время ребятишки читают, лепят, и поют.
Музыкальные занятия – форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут, слушают музыкальные произведения, различные по жанру, темпу, музыкальным характеристикам. Главная задача, стоящая перед педагогом на музыкальном занятии : вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства, обучить необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применить в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье.
Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.
Г. Свиридов «Музыкальный ящик»
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение.
Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.
Русские народные мелодии «Ах вы сени», «Полянка», «Я на горку шла» «Ах, ты береза».
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Игра в лошадку». В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в записи «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Особое внимание можно обратить на знакомство и выразительное разучивание стихов под классическую музыку и с показом иллюстраций к стихотворениям.
Пример: С. Есенин «Поёт зима – аукает»
музыка А. Лядова «Волшебное озеро» (я читаю под музыку)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как дети сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным,
Стучит по ставням свешенным,
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И сниться им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Прогулка.
Позанимались мы друзья, на улицу идти пора.
На прогулке мы играем, и совсем мы не скучаем.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.). Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.
Обед.
Это время для обеда, значит нам за стол пора
Суп и каша, и котлета на тарелке ждут меня.
П. Чайковский «Апрель»
Г. Свиридов «Музыкальный ящик»
П. Чайковский «Детский альбом», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Дневной сон.
Это время тишины, все мы знать его должны,
Потому что в этот час, снова ждут подушки нас.
В дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
К. Сен-Санс «Карнавал животных» «Лебедь».
Ф. Шуберт «Ave_Maria».
В. Моцарт «Ночная серенада»
Г. -Ф. Гендель «Музыка на воде».
Л. Бетховен «Лунная соната»
звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и дт. д.)
Подъём после сна, закаливающие процедуры:
Днём не будем мы лениться, будем на зарядку становиться.
По дорожке пройдём, одеваться мы пойдём.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыка должна быть тихой, не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
Э. Григ «Утро»
В. Моцарт «Соната»
А. Лядов «Музыкальная табакерка»
А. Гречанинов «Материнские ласки»
Ужин, игры.
В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек.
В. Шаинский «Все мы делим пополам»
Ю. Энтин «Где водятся волшебники»
Заключительный этап
Подведение итогов Уход детей домой.
Время быстро пролетит, с работы мама к нам спешит.
Мы не виделись весь день, но теперь я снова с ней.
В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.