Анна Васильева
Использование музыки для формирования безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыки для формирования безопасного поведения у дошкольников
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Обращение к проблеме безопасности с самого раннего детства обеспечивает не только эффективное поведение в условиях риска, но и формирование культуры безопасного поведения в обществе.
Публикация «Использование музыки для формирования безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Современные исследователи Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров и другие выделяют различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, система образования, педагогические условия, уровень культуры общества, здорового образа жизни и безопасности.
В последнее время все больше внимания уделяется формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности. Реализация требований ФГОС ДО к структуре и содержанию примерной образовательной программы дошкольного образования, в частности к освоению образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие», предполагают воспитание у дошкольников культуры безопасного поведения в быту, социуме, природе, овладение навыками по предупреждению и преодолению потенциально опасных ситуаций, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании и др., формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.
Формированию опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста посвящены работы Авдеевой Н. Н., Князевой О. А., Стеркиной Р. Б., Тимофеевой Л. Л., Белой К. Ю., Саулиной Т. Ф., Коломеец Н. В., Гризик Т. И. и др.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.
Одним из доступных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения является использование музыки. Включение музыки в различные виды деятельности может стать системообразующим фактором организации работы по формированию безопасного поведения детей.
Особенности формирования основ безопасного поведения детей в условиях ДОУ
Безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, расширение границ жизненного опыта. У ребенка развивается наглядно-действенное мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями. К концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи. Ведущим видом деятельности и основным фактором развития ребенка является игра. Именно в игре ребенок усваивает основные ценности, получает опыт взаимодействия, усваивает конвенциональный характер социальной жизни.
Основы безопасного поведения закладываются в дошкольном возрасте через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через наблюдение жизненных ситуаций. Ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место. Таким образом, безопасность как ценность переходит из внешнего, предметного мира во внутреннюю, интрапсихическую форму.
Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения – от выполнения правил до формирования установок и ценностей.
Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде, и сохранить здоровье необходимо иметь сформированную систему навыков поведения.
Для этого в процессе образования необходимо сосредоточиться на решении проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в безопасном поведении – насущной и актуальной для каждого ребенка.
В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.
Согласно ФГОС ДО формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе является частью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Использование музыки для формирования безопасного поведения у дошкольников
Залогом успешности работы по формированию безопасного поведения у дошкольников является сочетание разнообразных видов деятельности – игровой, художественно-эстетической, познавательно-речевой, а также использование традиционных и инновационных методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения.
Использование музыки является эффективным средством формирования безопасного поведения у дошкольников, так как лучше всего запоминается та информация, которая вызывает эмоциональный отклик. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на ребенка, она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у детей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная.
Любая информация, полученная ребёнком в ходе музыкальной деятельности (прослушивание музыки, сюжетно-ролевые, музыкальные игры) формирует некоторые представления у ребёнка о том или ином предмете и об отношении к нему, развивает и обогащает представления об эмоциональном состоянии, чувствах и способах их выражения.
Использование музыки с точки зрения нравственного развития способствует становлению характера, норм поведения; формирует нравственные качества личности; обогащает внутренний мир человека яркими переживаниями.
Для становления нравственно развитой личности необходимо создавать условия музыкально-образовательной среды, как социокультурного пространства, направленные на развитие и воспитание детей, нравственного становления личности. С этой целью используется метод интеграции музыкально-художественной, продуктивной, коммуникативной деятельности.
Основными задачами использования музыки для формирования безопасного поведения дошкольников являются :
акцентирование внимания детей на возможных опасных ситуациях;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
воспитание стремления к выполнению правил и норм безопасного поведения;
вызов эмоционального отклика на полученную информацию.
Формы организации деятельности по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста с использованием музыки :
специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
беседы или занятия по формированию основ безопасного поведения, когда музыка звучит фоном;
музыкальное сопровождение организованной деятельности по основам безопасного поведения (характер музыки соответствует характеру передаваемой информации : опасная ситуация – тревожная музыка);
театрализованная деятельность;
заучивание песен на тему «безопасности» с последующим пением;
инсценировка песен, танцы;
музыкальные развлечения по теме «Безопасность».
Тематические музыкальные занятия по основам безопасности позволяют на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств дошкольников.
Здесь активную роль играют музыкальные игры с элементами театрализации. Музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В ней реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создавать, некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства для формирования безопасного поведения у дошкольников связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому развлечения, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Ведь их цель – доставить детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни и, конечно, формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать детские песни на тему безопасности («Переход», «Запрещается – разрешается», «Песня Дорожных знаков», «По улице», «Зачем нужны светофоры», «Дорожный знак», «Из автобуса», «Выход из-за препятствия», «Санки», «Зимняя история», «Опасные игры», «Остановка», «Велосипед» и др). Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
Одной из задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города является развитие слухового внимания, умения различать «звуки улицы», выделяя из них опасные для жизни и здоровья.
Мир звуков безграничен и зачастую таит в себе большую опасность. Если у ребенка не выработано слуховое внимание, и он не ориентируется в огромном мире звуков, он не может быстро отреагировать на опасность (совсем рядом проезжает автомобиль, приближается поезд, воет сирена и т. д.). Поэтому задача взрослых – научить внимательно прислушиваться ребенка к окружающим его звукам, не просто слушать и слышать, а в дальнейшем дифференцировать их и правильно реагировать на изменения окружающей действительности, которые они несут в себе. Решить эту задачу помогают музыкальные игры, цель которых – стимулировать слуховое внимание детей, развивать умение точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры детей. Музыкальное сопровождение различных видов деятельности по формированию безопасного поведения дошкольников представляет ни с чем не сравнимые возможности для решения задач образовательно-воспитательного процесса путем более глубокого эмоционального восприятия материала.