Лариса Шохина
Использование музыки для активизации мыслительной деятельности детей при формировании познавательно математических представл
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «Использование музыки для активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно математических представлений»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников развивается по пяти направлениям. Это «Временные ориентировки», «Пространственные ориентиры», «Величина», «Форма», «Количество и счет». На музыкальных занятиях я, как музыкальный руководитель, стремлюсь охватить все эти разделы.
1 раздел- «Временные ориентировки»
Закрепляя формирование у дошкольников «временных ориентировок» на музыкальных занятиях, я использую музыку изобразительного характера, а также «календарные песни», которые проходят красной нитью через все разделы музыкального воспитания : восприятие, пение, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры, игры на детских музыкальных инструментах.
Музыка, рассказывающая об образах природы, очень сложна для понимания, поэтому при ее прослушании у детей работают сразу несколько отделов головного мозга. Детям нужно не просто услышать и принять музыку, необходимо определить на слух характер произведения, количество музыкальных фраз, уловить ритм, темп, регистр, в котором написано произведение. При просьбе педагога сравнить контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием, контрастные произведения в пределах одного настроения, дошкольники в игровой форме знакомятся с математической операцией сравнения. Нет сомнений, что такая работа благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей.
Во время пения, музыкальной игры с пением, игре на детских музыкальных инструментах, дети не только выражают свои мысли и чувства, но у них развивается память, так как, повторяя, играя одну и ту же мелодию, движение, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове заданную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.
2 раздел- «Пространственные ориентиры».
Данный раздел математики широко представлен в разнообразных музыкально- ритмических движениях, музыкальной игре, где у детей с самого раннего возраста развивается образное воображение, внимание; закрепляются математические понятия «впереди», «сзади», «слева- справа», «над головой», «под ногами»; дети учатся ориентироваться в пространстве.
Игры на ориентировку в пространстве: «Веселый круг», «Мы вместе», «Где позвонили», «Лягушка и лягушата»
3 раздел - «Величина».
Математическое понятие «Величина» очень хорошо закрепляется детьми в музыкально- дидактических играх, которые не только формируют у детей музыкальные способности, но и в доступной игровой форме помогают им разобраться в соотношении звуков:
-по высоте (Звуки «высокие» и «низкие») Игры: «Птица и птенчики», «Угадай по голосу»
- развить у них чувство ритма (Звуки длинные и короткие) Игры: «Пропой свое имя», «Отзовись», «Будь внимателен»
- тембровый и динамический слух (Звук тонкий и толстый) Игры: «Три медведя», «И тихо, и громко», «Времена года в цвете и звуке»
Педагогическая ценность данных музыкально-дидактических игр в том, что они, формируя у детей математические понятия о «делении», «расстоянии», открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
4 раздел- «Форма».
- На восприятии при знакомстве с 2х и 3х частной формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
-в разделах музыкально – ритмические движения и музыкальная игра дети любят и умеют строить круги, шеренги, колонны в зависимости от требований педагога. Закрепляются они не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, выступлениях на открытых площадках города.
5 раздел- «Количество и счет».
Закрепление понятий о количестве на музыкальных занятиях используются в разделе «музыкально – дидактические игры». Это игры на различение количества услышанных звуков (от1-го до 5-ти) «Скворечник», «Хлопки», «Повтори цифры», «Курица и цыплята», «Веселый счет»
Разучивание танцевальных движений идет под счет от 1го до 4х.
С помощью музыки усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка
Таким образом, формирование познавательно- математических представлений у дошкольников тесно переплетаются с музыкальным воспитанием; ребенок развивает и тренирует свои математические способности, а музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.
Закончить я хочу словами великого математика Лейбница : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая»