Лариса Шохина
Использование музыки для активизации мыслительной деятельности детей при формировании познавательно математических представл
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «Использование музыки для активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно математических представлений»
Публикация «Использование музыки для активизации мыслительной деятельности детей при формировании познавательно математических представл» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников развивается по пяти направлениям. Это «Временные ориентировки», «Пространственные ориентиры», «Величина», «Форма», «Количество и счет». На музыкальных занятиях я, как музыкальный руководитель, стремлюсь охватить все эти разделы.
1 раздел- «Временные ориентировки»
Закрепляя формирование у дошкольников «временных ориентировок» на музыкальных занятиях, я использую музыку изобразительного характера, а также «календарные песни», которые проходят красной нитью через все разделы музыкального воспитания : восприятие, пение, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры, игры на детских музыкальных инструментах.
Музыка, рассказывающая об образах природы, очень сложна для понимания, поэтому при ее прослушании у детей работают сразу несколько отделов головного мозга. Детям нужно не просто услышать и принять музыку, необходимо определить на слух характер произведения, количество музыкальных фраз, уловить ритм, темп, регистр, в котором написано произведение. При просьбе педагога сравнить контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием, контрастные произведения в пределах одного настроения, дошкольники в игровой форме знакомятся с математической операцией сравнения. Нет сомнений, что такая работа благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей.
Во время пения, музыкальной игры с пением, игре на детских музыкальных инструментах, дети не только выражают свои мысли и чувства, но у них развивается память, так как, повторяя, играя одну и ту же мелодию, движение, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове заданную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.
2 раздел- «Пространственные ориентиры».
Данный раздел математики широко представлен в разнообразных музыкально- ритмических движениях, музыкальной игре, где у детей с самого раннего возраста развивается образное воображение, внимание; закрепляются математические понятия «впереди», «сзади», «слева- справа», «над головой», «под ногами»; дети учатся ориентироваться в пространстве.
Игры на ориентировку в пространстве: «Веселый круг», «Мы вместе», «Где позвонили», «Лягушка и лягушата»
3 раздел - «Величина».
Математическое понятие «Величина» очень хорошо закрепляется детьми в музыкально- дидактических играх, которые не только формируют у детей музыкальные способности, но и в доступной игровой форме помогают им разобраться в соотношении звуков:
-по высоте (Звуки «высокие» и «низкие») Игры: «Птица и птенчики», «Угадай по голосу»
- развить у них чувство ритма (Звуки длинные и короткие) Игры: «Пропой свое имя», «Отзовись», «Будь внимателен»
- тембровый и динамический слух (Звук тонкий и толстый) Игры: «Три медведя», «И тихо, и громко», «Времена года в цвете и звуке»
Педагогическая ценность данных музыкально-дидактических игр в том, что они, формируя у детей математические понятия о «делении», «расстоянии», открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
4 раздел- «Форма».
- На восприятии при знакомстве с 2х и 3х частной формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
-в разделах музыкально – ритмические движения и музыкальная игра дети любят и умеют строить круги, шеренги, колонны в зависимости от требований педагога. Закрепляются они не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, выступлениях на открытых площадках города.
5 раздел- «Количество и счет».
Закрепление понятий о количестве на музыкальных занятиях используются в разделе «музыкально – дидактические игры». Это игры на различение количества услышанных звуков (от1-го до 5-ти) «Скворечник», «Хлопки», «Повтори цифры», «Курица и цыплята», «Веселый счет»
Разучивание танцевальных движений идет под счет от 1го до 4х.
С помощью музыки усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка
Таким образом, формирование познавательно- математических представлений у дошкольников тесно переплетаются с музыкальным воспитанием; ребенок развивает и тренирует свои математические способности, а музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.
Закончить я хочу словами великого математика Лейбница : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая»