Вита Старостина
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ
Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Слайд 3 Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.
мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
* ассоциативное мышление
* зрительную и слуховую память
* зрительное и слуховое внимание
* воображение
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения дошкольников.
Слайд 4. Варианты мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Слайд 5. Мнемоквадрат- это отдельная карточка с изображением предмета, действия, или другого символа.
Мнемодорожка - ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Работая с мнемодорожкой, используют приёмы приложения. Условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п. (слайд)
Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Слайд 6 Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
-Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д- Заучивания стихов, потешек;- При отгадывании и загадывании загадок;- При пересказе текстов;- При составлении описательных рассказов
При пересказе сказки детьми с опорой на символы на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей символы нумеруются и расставляются по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицами, схемы размещаются в разнобой без нумерации.
Слайд 7-12.
Слайд 13. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Коллаж –это объединение на одном листе картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью. (Большева Т. В)
Слайд 14. Предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А.)
Слайд 15. Схемы составления рассказов (Ефименко Л. Н.)
Слайд 16. Сенсорно- графические схемы Воробьёвой В. К.
Слайд 17. Занятие с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ (пересказ) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице? Про кого это произведение?».
Слайд 18. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники-цветное изображение, старшие- чёрно-белое. ( Например: осень- жёлтая или оранжевая буква «О», зима –синяя или голубая буква «З», весна- зелёная «В», лето -красная «Л») Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Изображения должны быть : хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета (который оговорен с детьми) При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.
Слайд 19. Например: Даётся слово - “девочка”, его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка” :
Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.
Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой.
И после переходить к мнемотаблицам.
В своей работе мы применяем не только рисованные, но также и тактильные мнемотаблицы (у них на листах плотного картона наклеены кусочки шерсти,веревки,накапан воск ; наклеена разнофактурная ткань) - это позволяет детям с нарушением зрения развивать тактильную память.
В целом - овладение приемами работы с мнемотаблицами детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения оптимизирует процесс их коррекционно-развивающего исследовательского обучения и одновременно решает следующие задачи:
• развивает основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; обучает умению перекодировки информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
• развивает монологическую и диалогическую речь;
• развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Таким образом, применяя для развития познавательной активности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста передовые методы обучения (детское исследования, использование мнемотаблиц, и адаптируя их применение на практике к потребностям таких детей - мы оптимизируем свою педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень социальной адаптации таких, особых детей, к окружающей их действительности.
ЛИТЕРАТУРА:
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольникамии описательных и сравнительных рассказов. Изд-во Гном, 2004
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, С. -П., Изд-во Пресс, 2009.
Колдобенко Е. А. Зашифрованные скороговорки, Изд-во Сфера, 2011
Большева Т. В. Учимся по сказке. Изд-во Детство- Пресс,2005