ольга вдовина
Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
По мнению Алексеевой М. М., Яшиной В. И. заучивание - это сложный психический процесс. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь. Люди издавна старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»-память) [37, с. 71]. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети испытывают затруднения в усвоении заданий по развитию речи: отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Основной «секрет» мнемотехники в том, что, когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. «Язык мозга» — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить» [30, с. 77].
Публикация «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (разного рода наглядные модели, схемы, таблицы). Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. По исследованиям Л. Венгера, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже - главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. У дошкольников важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста [38, с. 71].
Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
По Полянской Т. Б., овладение мнемотаблицами значительно сокращает время обучения [32, с. 116]. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (на каждую строчку). Так создается мнемотаблица.
Следующий этап - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Исследователи отмечают, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом не «нарисуют» его. Память укрепляется, образное мышление развивается, дети запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Разучивание стиха для дошкольников - дело весёлое, эмоциональное, содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым [21, с. 55].
Работа по мнемотаблицам состоит из этапов :
1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 - Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 - Пересказ или рассказ с помощью воспитателя или самостоятельно.