Кристина Коноваленко
Использование мнемотехники для заучивания скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребёнка речь — важнейшее средство связи с окружающим миром, взаимодействия, развития мышления, источник информации. Развитие языка и речи является неотъемлемой частью психического развития.
Леонид Чутко
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, которые нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, так как их физиологические и психические особенности затрудняют в дальнейшем успешное овладение ими учебным материалом в школе.
Публикация «Использование мнемотехники для заучивания скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Скороговорки
- Старшая группа
- Темочки
Существует множество различных методик и способов для развития речи детей. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный, занятный и самый доступный из них.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным, так как развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения.
Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития детей и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:
Развивает фонематические процессы.
Развивает память, внимание и восприятие звуков на слух.
Выполняет профилактическую функцию при наличии нарушений произношения отдельных звуков, письма и чтения у дошкольников.
Исправляет дефекты, присутствующие в слоговой структуре и процессах звуко - наполняемости слов.
Способствует формированию речевых навыков и умений за счёт артикуляционного праксиса и артикулярной моторики.
Помогает совершенствованию орфоэпии речи за счёт коррекции произношения звуков на таких этапах, как дифференциация и автоматизация звуков.
Заучивание скороговорок с детьми имеющих нарушения речи подходят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.
Эффективным способом для заучивания скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, у которых присутствует нарушение речи, является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
В основе метода лежит процесс наглядного моделирования. Дети должна передать абстрактное понятие в наглядном, образном виде, изобразить его схематически (или обсудить его изображение) и воспроизвести информацию, опираясь на последовательно расположенные схематические изображения.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемотехнику можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему обучению школе.
Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию скороговорок, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Важно учитывать то, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» — после освоения звука «с».
Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат, в результате чего у ребёнка будет правильно формироваться речевой аппарат, улучшится качество его речи и дикции. Поэтому не забывайте о том, насколько важна регулярность занятий. Выбрав комплекс скороговорок, вы должны научиться планировать и организовывать занятия таким образом, чтобы они не успевали надоедать ребёнку, но и не были слишком редкими в его «рабочем» графике.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский