Альбина Хабушева
Использование мнемотаблиц в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может правильно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместных играх. И наоборот неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Публикация «Использование мнемотаблиц в работе логопеда» размещена в разделах
У детей с ТНР (тяжелое нарушение речи) нарушено не только формирование фонетико-фонематической, просодической, лексической и грамматической сторон речи, но также и восприятия, внимания, мышления, памяти. Для того чтобы логопедическая работа по формированию всех сторон речи не вызывала у детей быструю утомляемость, а результат от проделанной работы был ощутим, необходимо использовать самый доступный для ребёнка вид деятельности – игру. Для этого, в подготовительной к школе группе я часто использую различные виды мнемотехники. Задания мнемотехники рассчитаны на творческое мышление и живой интерес ребёнка.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система различных методов и приёмов, которые обеспечивают успешное, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Как же происходит запоминание? Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И
в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста.
В подготовительной группе мы используем мнемотехнику на всех
этапах коррекционной работы, поскольку мнемотехника многофункциональна. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически
Использование мнемотехники позволяет повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики, сделать процесс коррекции звукопроизношения более продуктивным, повысить желание пересказывать тексты, сказки, заучивать стихотворения, расширять круг знаний об окружающем мире, сформировать речь ребёнка, наполнив её большой палитрой слов, а так же совершенствовать связную речь.