МААМ-картинки

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте

Ирина Потапова
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте

Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.

Публикация «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте» размещена в разделах

Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:

• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.

• Развитие зрительно – пространственных функций.

• Развитие связной речи.

В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:

Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов).

Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый).

I вариант “Запомни и заполни”

1. Цели:

• Познакомить (или закрепить) с образом буквы

• Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

• Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

• Формировать фонематические представления

• Развивать зрительное внимание и память

• Развитие зрительно-пространственных представлений

• Развитие связной речи

• Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.

Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т. к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу (над зелёным кругом) нарисована пила, т. к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой (голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т. к. буква П похожа на прямоугольник.

Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.

II вариант “Заполни сам”

1. Цели:

o Познакомить (или закрепить) с образом буквы

o Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

o Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

o Формировать фонематические представления

o Развитие зрительно-пространственных представлений

o Развивать зрительное внимание и память

o Развитие логического мышления

o Развитие связной речи

o Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.

III вариант “Найди ошибку”

1. Цели:

• Познакомить (или закрепить) с образом буквы

• Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

• Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

• Формировать фонематические представления

• Развитие зрительно-пространственных представлений

• Развитие логического мышления

• Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т. к. звук [п] глухой (голосок не звенит)

IV вариант “Подбери букву”

1. Цели:

• Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

• Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

• Формировать фонематические представления

• Развитие зрительно-пространственных представлений

• Развитие логического мышления

• Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.

Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:

• Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности

• Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.

• У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки

• Повысился интерес к занятиям

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц для развития речи дошкольниковИспользование мнемотаблиц для развития речи дошкольников "Использование мнемотаблиц для развития речи дошкольников" Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи –.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей рассказыванию «Использование ИКТ при обучении детей рассказыванию» Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит.

Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Использование интерактивной песочницы в обучении и воспитании детейИспользование интерактивной песочницы в обучении и воспитании детей Детям всего мира известно, как с помощью обычного речного песка можно создавать собственные миры. Современные технологии дополненной реальности.

Использование изографического моделирования при обучении пересказу детей дошкольного возраста с ОВЗ Аннотация. Педагоги находится в постоянном поиске путей совершенствования процесса обучения и развития детей с особыми образовательными.

Использование виртуальной образовательной среды в обучении детей дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е. В. Лупехина, Н. А. Агеева, М. И. Борзенкова, Т. М.

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте» Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка.

Использование сказок при обучении математике детей дошкольного возраста Математика в сказке. Чернышева Т. Н., Ротманова О. В - Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано.

План самообразования по теме «Использование моделирования при обучении детей связной речи» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018-2019 учебный год Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ».

Презентация для воспитателей «Использование народных традиций в обучении и воспитании детей» Использование народных традиций в обучении и воспитании детей В образовательной программе «Наш дом-Южный Урал», большое внимание уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 07:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Потапова (УИ 376340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД