анна лалетина
Использование мнемотаблиц на логопедических занятиях для развития связной речи на основе рекомендаций С. В. Бойковой
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации -это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах или для использования развернутого рассказа. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы и подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память через приёмы опосредованного запоминания.
Публикация «Использование мнемотаблиц на логопедических занятиях для развития связной речи на основе рекомендаций С, В, Бойковой» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или текст рассказа зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами на логопедических занятиях значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.
Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
Рассмотрим методику работы по мнемотехнике при заучивании стихотворения
Детям раздаём 6 - клеточные или 9 – клеточные бланки (основа для мнемотаблицы).
• Читаем стихотворение, четко проговаривая слова, с интонационной выразительностью соблюдая ритм и тембр речи.
• Затем построчно читаем стихотворение и вместе с детьми зарисовываем простые символы, но четко обозначающие то или иное действие или предмет. Здесь осуществляем постепенный переход от своего творчества к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы схемы составляет сам педагог, то на следующем – коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. создаем мнемотаблицы, придумываем вместе, сообща. На последнем этапе работы дети самостоятельно зарисовывают схему по предложенному стихотворению.
• Когда таблица готова, педагог читает стихотворение, отслеживая каждую строку по таблице, дети делают тоже самое.
• Заучивание стихотворения по таблице.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Так же с помощью мнемотаблиц можно составлять рассказы или пересказы.
Рассмотрим методику работы по мнемотехнике при составлении рассказа или пересказа:
Детям выдается готовая мнемотаблица.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
Другой вариант работы: Детям раздаём 6 - клеточные или 9 – клеточные бланки (основа для мнемотаблицы, логопед читает рассказ построчно, а дети зарисовывают символы в квадратах, затем дети рассказывают по мнемотаблицам.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл. Языковое поведение ребёнка в данном случае показывает, что за словом он видит реальный предмет. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составлять рассказы, читать, отгадывать кроссворды, развивает мелкую моторику. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.