Наталья Богданова
Использование мнемотаблиц для развития памяти и связной речи у детей с диагнозом ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности (Л. С. Выготский). Один из аспектов подхода состоит в том, что речь всегда входит в интеллектуальную или практическую деятельность.
Между тем в исследованиях психологов обращается внимание на то, что не только сложные, но и относительно элементарные психические процессы опосредованы речью, что в основе их формирования лежит общение. Речь рассматривается как средство формирования разных психических процессов и собственно самой речи.
Публикация «Использование мнемотаблиц для развития памяти и связной речи у детей с диагнозом ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Приступив к работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз ОНР, учитывая тесную связь памяти, внимания, мышления и речи, я поставила перед собой задачу : развивать и совершенствовать память детей.
С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приёмов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт рука об руку с развитием речи.
Работая в логопедической группе, и реализуя программу Н. Нищевой, я столкнулась с большим объёмом стихотворений на лексические темы, которые заучиваются детьми в течение года. Заучивание стихов требует активной работы ума. Традиционно считается, чтобы выучить стихотворение, необходима, в первую очередь, память. Для того, чтобы облегчить детям запоминание, мною разработаны цветные таблицы. Рассматривая цветные таблицы, ребёнок тренирует зрительную память, которая связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может зрительно себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.