Одинцова Нина
Статья «Использование загадки как метода развития связной речи детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование загадки как метода развития связной речи детей старшей группы»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.
В старшей группе, речевое развитие наших воспитанников соответствует возрасту, но не хватает образности, поэтичности и разнообразия лексических форм. А загадка своей живостью и точностью позволяет обогатить словарь и развить связную речь детей.
Публикация «Статья „Использование загадки как метода развития связной речи детей старшей группы“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В начале работы было проведено обследование овладения умениями и навыками по методике Афонькиной Ю. А.
Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим дополнительную диагностику по методике О. С. Ушаковой.
Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Результаты также даны на экране. Всего обследовано в сентябре 21 человек, из них 5 высокий уровень 24 % речевого развития; 13 человек 62 % хороший уровень речевого развития; 3 средний уровень 14 % речевого развития.
Исходя из анализа количественных баллов диагностики по методике О. С. Ушаковой, видно, что снижение общего уровня речевого развития происходит за счет низкого балла связной речи, что показывает необходимость дальнейшего развития связной речи детей.
По результатам обследования мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать развитию связной речи детей средствами загадки, учитывая индивидуальные особенности воспитанников.
Оптимальному решению этой цели будет способствовать организация образовательной деятельности, направленная на решение задач, представленных на экране:
1. Развивать умение детей описывать объекты природы и окружающего мира, упражнять в составлении загадок.
2. Закреплять умение составлять загадки, опираясь на схему загадок.
3. Содействовать развитию образности и выразительности речи детей.
4. Развивать речевое творчество детей.
5. Воспитывать культуру общения.
Мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи детей старшей группы в соответствии с логикой формирования деятельности:
1. Накопление представлений об окружающем предметном и природном мире. Знакомство со структурой загадки, составление схемы загадывания загадки.
2. Самостоятельное составление детьми загадок по моделям.
3. Составление творческих связных высказываний – загадок.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение среды.
Материалы и игры по развитию речи детей находятся в мини–центре речевого развития. Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Что у тебя, что у меня», «Отгадай, что задумали», «Путешествие в страну загадок». Большой интерес вызывают игры, в которых ответы на загадки дети выбирают из картинок. Наблюдения за деятельностью детей показали, что речевая деятельность интересует их. Они задают вопросы и получают на них ответы.
На первом этапе мы знакомили детей с окружающим миром и природой и составляли модель составления загадки. Цель его: Накопление представлений об окружающем предметном и природном мире. Знакомство со структурой загадки, составление схемы загадывания загадки.
В целях ознакомления детей с окружающим проводили целевые прогулки по улицам района, к ЦДТ, в парк и др. Использовались различные методы : наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Затем мы читали загадки, выделяя совместно с детьми структуру загадки и отмечая части, которые позволили быстрее достичь результата. На данном этапе работы формируются первоначальные элементарные представления о структуре загадке на основе действий моделирования. Модель становится ориентировочной основой действий для детей в определении структурных компонентов загадки.
На первых занятиях мы читаем специальные дидактические тексты загадок с выделенной структурой загадки. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели загадки, придуманной с детьми.
Когда дети накопили представления об окружающем мире, составили и закрепили модель, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: Самостоятельное составление детьми загадок по моделям.
Фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятия по разнообразным областям, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание и составление загадки. В группе используем следующие игры и упражнения: «Отгадай-ка», «Командный бой» (кто больше загадает загадок) они основаны на использовании модели загадок.
Когда дети без ошибок отгадывали загадки, мы перешли к третьему этапу. На данном этапе мы использовали, как метод, элементарные проблемные ситуации.
Главная цель данного этапа - Составление творческих связных высказываний – загадок. Дети используют в повседневной жизни загадки, словесные игры чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием не речевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы.
Дети стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и т. д. Ребята с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения. В этом году нами была составлена самодельная книга тематических загадок, головоломок ребусов.
То есть речь стала неотъемлемой частью деятельности, и самой жизни детей в детском саду и дома.
Повторное обследование развития речи по методике О. С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
повышение уровня развития речи каждого ребёнка;
развитие образной речи детей;
развитие связной речи;
повышение самостоятельной речевой активности детей;
повышение культуры общения.
Развитие монологически и диалогически грамотной речи.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию связной речи средствами загадок обогащает связную, образную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности, что соответствует целевой характеристике по области «Речевое развитие».