Мария Ильиных
Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим
▼ Скачать
Автор Ильиных М Ю. Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение № 171 «Центр развития ребёнка - детский сад» город Кемерово
Одним из методов познавательного развития дошкольников, при ознакомлении с окружающим миром является такой вид деятельности, как поисково – исследовательская деятельность. Она включает в себя такой интересный для дошкольников элемент - «решение проблемных ситуаций» Занятия с включением решения проблемных ситуаций становятся увлекательными, развивающими, с элементами «мозгового штурма» ,экспериментированием, помогают детям повысить свою самооценку. Данный вид деятельности способствует развитию творческой личности, потому что ребёнок пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний.
Публикация «Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим» размещена в разделах
Я на протяжении длительного времени использую в своей работе с детьми одним из элементов занятия решение проблемных ситуаций
Для того чтобы ситуация была проблемной необходимо знать способы создания проблемных ситуаций. Их несколько.
Их цель:
1. Способствовать заострению противоречий в сознании ребёнка
2. Помочь увидеть несоответствие, включить всех детей в поисковую деятельность.
3. Сталкивать знания детей с научными фактами, усвоение новых знаний на основе уже известных.
Предшествующей работой может стать обучение детей умению выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления. Продуктивность Гипотезы рождаются в результате логического, а не интуитивного мышления.
Примерные упражнения с детьми:
1. «Давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?»
2. «Почему весной тает снег?»
3. «Почему Луна не падает на Землю?»
4. «Почему не тонут металлические корабли?» и. тд.
Предложите детям при ответах употреблять в речи следующие слова:
Может быть;
Предположим;
Допустим;
Возможно;
Что если….
Дети для данного вида деятельности (решения проблемных ситуаций) должны обладать следующими умениями:
-Задавать вопросы
-Выдвигать гипотезы
-Давать определения понятиям
-Классифицировать
-Наблюдать
-Делать выводы и простые умозаключения
-Доказывать и защищать свои идеи (право высказываться)
-Понимать последовательность выполнения эксперимента (если такой необходим в процессе решения проблемной ситуации)
Последовательность работы:
Предполагается 3 пути. Для того, чтобы понять последовательность рассмотрим первый из них на проблеме : Есть ли вода в яблоке?
Первый путь.
1. Выдвигается тема. Например: вода
2. Детям сообщаются научные данные: откуда берётся, зачем нужна, где можем её встретить.
3. Подведение детей к проблеме (где же вода в яблоке, если её не видно)
4. Выслушивание всех предположений, возражений, (некоторые дети начинают утверждать воду в яблоке не видно, значит, её там нет) обязательно поощряем самостоятельность рассуждений. Выдвижение гипотез
5. Проведение опыта, (используя соковыжималку, наглядно показываем, в яблоке есть сок)
6. Подведение к решению проблемной ситуации. Используем только наводящие вопросы. Ни в коем случае не даём детям правильный ответ. Иначе проблемная ситуация потеряет свою значимость! Если дети не могут дать правильный ответ, проводим ещё одно занятие, проведя другой опыт.
Второй путь:
1. Создание новой проблемной ситуации (сталкивание раннее полученных знаний с новыми фактами)
2. Включение новых тем связанных с данной проблемой.
3. Научить сомневаться. Самостоятельно видеть новые проблемы. Включение познавательно объекта в новую систему связей и отношения с другими объектами.
4. Применение системы проблемных ситуаций, эмоциональный отклик, формирование познавательной активности.
Третий путь:
1. Создание проблемной ситуации, ( например: живая и неживая природа)
2. Побуждение к сравнению, сопоставлению.
3. Выяснение признаков (живого мира)
Высказывание детей (живое движется) Дети самостоятельно делают вывод: движение-это признак живого.
4. Выдвижение противоречий, сомнений. Что может двигаться, но не живое. (Камни, вода, огонь)
5. Побуждение выдвигать гипотезы, делать выводы, предположения, приведение примеров, наводящие вопросы, не сообщая знания в готовом виде. Дать детям возможность ошибаться искать самостоятельно правильный ответ.
Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать:
Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем, не сообщать ребёнку готовый ответ. (только наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть детей к обсуждению) Как ни хотелось бы этого сделать. Учитывать возраст детей и их познавательный потенциал. Провести предварительную работу на обогащение познавательного «багажа» Но. не говорить напрямую о теме проблемной ситуации.
Таким образом, воспитатель должен достичь того, чтобы ребё нок:
- Действительно почувствовал определённую теоретическую или практическую трудность,
- Уяснил. Что от него хочет воспитатель,
- Захотел решить эту проблему,
- Смог это сделать…
А теперь мне бы хотелось предложить перечень проблемных ситуаций, которые можно предложить детям:
.Какое животное домовая мышь дикое или домашнее?
Ответ: Дикое. Приспособившееся жить рядом с человеком.
.Почему, когда сосна растёт одна она пушистая, кривая и раскидистая, а когда несколько сосен рядом они прямые тонкие и очень высокие?
Ответ: Сосна светолюбивое дерево. Одинокая сосна растет, как хочет. Ей хватает солнца. А когда много сосен рядом, они все торопятся к солнышку, нижним веткам его не хватает. Ветки опадают, ствол оголяется. Деревья вытягиваются в высоту. (Можно использовать две картины : «Корабельная роща» и «Рожь» И Шишкина)
.Сможет ли корова жить в лесу? Если дикие животные живут в неволе.
Ответ: Нет. Потому что человек ухаживает за ней зимой. У неё тонкая шкура, нет природной маскировки. Её съедят хищники.
Почему детеныш тюленя рождается белого цвета?
Ответ: Детёныш тюленя рождается на льдине, так как его мама вынуждена добывать ему пищу. Он остаётся один. Белый цвет его маскирует и спасает от хищников.
Как найти дорогу домой из леса, если на пути встретить пенёк?
Ответ: Нужно посмотреть на годовые кольца. Каждый год нарастает новое. Там, где север, кольца узкие: дереву не хватало света и питания, там, где кольца шире, там юг.
На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.
Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода сбрасывают листву.
Зачем кошке шершавый язык?
Ответ: Кошка очень чистоплотное животное. Она пользуется своим шершавым языком, как наждачной бумагой, убирая из шерсти лишние волоски и грязь.
Материал для создания проблемных ситуаций лучше брать экологической направленности, так как это ближе для понимания дошкольников и активизирует их на мыслительную деятельность.
В заключении хотелось бы сказать, что применение в работе с дошкольниками метода решения проблемных ситуаций поможет развить у детей творческий потенциал,критическое мышление, предоставит детям свобода выбора, вызовет,желание познавать окружающий мир. Сделает Вашу работу интересной и творческой.