Галия Курмакаева
Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Среди глобальных проблем человечества особое место занимает психическое и физическое здоровье детей, а дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях. Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональный фон ребёнка, да и чаще всего проблема с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. Ежегодное диагностирование психического уровня развития детей констатирует наличие у детей таких нарушений эмоционально-волевой сфере, как:
Публикация «Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками ДОУ» размещена в разделах
- страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;
- болезненная чувствительность, впечатлительность;
- застревание на отрицательных эмоциях;
- устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;
- недоверие к окружающим, жестокость;
- повышенная агрессивность;
- снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;
- отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции поведения.
И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребёнку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир. Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
В своей работе педагога - психолога я также использую арт-терапию с детьми дошкольного возраста и взрослыми: родителями и педагогами. Эта работа ведется в двух формах: пассивной и активной. При пассивной форме мы созерцаем произведения искусства: рассматриваем картины, читаем книги, прослушиваем музыкальные композиции. При активной форме сами создаем продукты творчества: рисунки на бумаге и песке; поделки и коллажи, сочиняем сказки и т. д.
Цель использования арт-терапии : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;
- учить ребенка выражать свою любовь;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Показания для проведения детской арт-терапии :
- упрямство, агрессия, страхи;
- тики, заикание, навязчивости;
- частая смена настроения;
- задержки речевого и психического развития, кризисные ситуации;
- трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;
- возбудимости или апатичности;
- изменение места жительства;
- подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
- потери родительского контроля над ребенком, непослушании;
- застенчивости и неуверенности в себе;
- агрессивность;
- гиперактивность и т. д.
Преимущества арт-терапии для дошкольников : благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику - получается достичь многих целей, а самое главное, выделить массу преимуществ.
Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей.
Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т. д., можно чётко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение.
В-третьих, каждый ребёнок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймёт, что значит многое.
В-четвёртых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе. Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребёнка и нужно ли что-то, изменить в подходе.
Методы арт-терапии применяются с детьми разных возрастов, как в групповой, так и в индивидуальной работе. Современная арт-терапия насчитывает большое количество направлений (методик). В своей работе я использую следующие арт-терапевтические методы как :
- Музыкотерапия – дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Иногда малыш напряжён, потому что на него много чего навалилось, и да, на удивление, у детей тоже есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься – это танец под веселую музыку. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Музыка имеет психологическое воздействие на детей с проблемами поведения, речи и врожденными дефектами, так как музыка облегчает понимание и развивает внимание, умение сосредоточиваться и память.
- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В своей работе я использую сказки и притчи, что способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения. Сказка позволяет развить у детей умение чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.
- Изотерапия - одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребё нке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать : рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
В работе с детьми я использовала разнообразные техники рисования: рисование с помощью штампов, мятой бумагой, рисование пальчиками, ватными палочками, ладошкой, кляксографию, парное рисование, рисование по кругу, рисование по мокрому листу, набрызгом, рисование подручными материалами, отпечатки листьев, пачкание в красках.
- Пескотерапия – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт самовыражения своих чувств, эмоций, переживаний. Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. В своей работе я также использую кинетический песок. Кинетический песок или «живой песок» представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.
- Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность. Я использую разные техники лепки пластилином: обычная лепка, пластилиновая графика; нетрадиционные техники аппликации: бумажная мозаика, обрывная мозаика.
- Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Организованно-образовательная деятельность строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.
Результаты работы : применение интегрированных методов арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной форме работы, мною наблюдаются следующие позитивные изменения у дошкольников : положительная динамика в эмоционально – личностном, коммуникативном развитии детей, стойкий терапевтический и развивающий эффект. Используя приемы арт - терапии с детьми дошкольного возраста, я убедилась в том, что они оказывали успокаивающее, расслабляющее действие на психическое и эмоциональное состояние детей. У детей был преодолен коммуникативный барьер, стали налаживаться доброжелательные отношения со сверстниками, «сглаживаются» эмоционально-волевые акценты детского поведения, повысилась произвольность, способность к саморегуляции и уверенность детей в себе.
Вывод: арт-терапия является здоровьесберегающей инновационной технологией. Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми.