Алла Алексеевна
Игры и игровые ситуации как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Хорькова А. А. г. Челябинск, Россия, МБДОУ№106
У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка»
Уильям Блейк
Публикация «Игры и игровые ситуации как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Считаю, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее широко активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления, а также воображения как психологической основы творчества.
В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
Цель : рассмотреть игры как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Задачи :
1. 1. раскрыть понятие «игра» и «отзывчивость»;
2. 2. сделать теоретический анализ развития отзывчивости дошкольника в игровой деятельности;
3. 3. практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.
При написании данной статьи я использовала личные наблюдения за детьми в игровой ситуации.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(16).
. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности.
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения.
Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т. е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т. е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка;
воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.
Среди дидактических игр можно выделить:
1. 1)игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
2. 2)игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины).
3. 3)игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).
Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.
Театрализованные игры – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Чувства и этические представления дошкольника.
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.
К концу дошкольного возраста появляется более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?»
В старшем дошкольном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. .
С учетом актуальности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте необходимо проводить с детьми игровые занятия, направленные на решение следующих задач:
• расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
• развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
• развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
• формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
• воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
Задача педагога на каждом игровом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей: учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
. Вопрос «Как бы ты поступил. ?» помогает ребенку связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями.
Эмоциональная отзывчивость дошкольника в процессе игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
1) Игра как единое целое.
2) Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника,
А. В. Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры :
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Определение задач проведения занятия в игровой форме.
При разработке практического занятия в игровой форме я исходила из наблюдений (Введение). А именно: я интегрирую игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Моей задачей является развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в дидактической игре.
Я предлагаю вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам:
1. 1. Сказочный персонаж зайчонок Филя предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг».
В конце песни зайчонок Филя отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!».
1. 2. Предлагаю детям послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища». Обсуждаем с детьми поступок мальчика, выясняю, как поступили бы дети в такой ситуации. .
Игры и игровые ситуации были нацелены на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также на значимость моральной поддержки товарища. Я стремилась в игровой форме донести до детей понимание того, что нужно доброжелательно относиться к окружающим людям, уметь прочувствовать эмоции других людей, стремиться проявлять сочувствие и сопереживание всем тем, кто в этом нуждается. При выполнении заданий я заботилась о том, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от совершенного поступка.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (на развитие эмоциональной отзывчивости). Особое внимание я уделяла сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.
Эмоциональная отзывчивость – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.
С-р игра «Путешествие Игра лего-конструктор
на корабле»
ЛИТЕРАТУРА:
1. 1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М. : «Просвещение», 1991.
2. 2. Виноградова Д. А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М. : «Просвещение», 1989.
3. 3. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М. : «Издательство Московского Университета», 1986
4. 4. Пикулева Н. В. «Слово на ладошке». М. : «Новая школа», 1994
5. 5.
8. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников». Мн. : «нар. Асвета», 1976
9. Эльконин Д. Б. «Психология игры». М. : «Владос» 1999