Наталия Воскобойникова
Использование семантических полей как средства развития словаря детей 5–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование семантических полей как средства развития словаря детей 5-7 лет с ОНР
Велико значение словаря ребенка на развитие его коммуникативных способностей. Если словарь не активизирован, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге может привести к его замкнутости, самоизоляции. Бедность словаря, недостаточная сформированность операций поиска слов, свойственные детям дошкольного возраста с ОНР, являются одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию.
Публикация «Использование семантических полей как средства развития словаря детей 5–7 лет с ОНР» размещена в разделах
Обследование вновь поступающих в ДОУ детей ежегодно выявляет у них ограниченность словарного запаса, значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, многочислен-ные вербальные парафазии, неправильный выбор семантических признаков слова, трудности актуализации словаря.
На базе нашего детского сада с 2011 по 2013 год проводилась эксперимен-тальная работа по теме: «Развитие семантических представлений у старших дошкольников с ФФНР». Научным руководителем всей работы была Медведева Е. Ю., к. п. д., доцент кафедры коррекционной педагогики НГПУ. Нами накоплен значительный опыт по обогащению словаря детей с ФФНР. С 2015 года в логопедическую группу МДОУ № 33 зачисляются дети с ОНР.
Изучив работы авторов (Мастюкова Е. М., Жукова Н. С., Филичева Т. Б. и др.) о развитии речи дошкольников с ОНР и проводя диагностику речевого развития детей логопедической группы было выявлено, что у 60% детей данной группы отмечался низкий уровень развития словаря, что свидетель-ствовало об ограниченности словарного запаса. Дети путали некоторые видовые понятия: помидор-огурец, зебра-жираф и т. п. Наблюдались замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: «платье – юбка». Также наблюдались трудности в назывании притяжательных прилагательных У некоторых детей были не сформированы порядковые числительные. У большинства детей логопедической группы отсутствуют такие предлоги как: возле, за, из-за, по, от, к. Также дети допускали ошибки при подборе синонимов: «поезд едет, лошадь идёт».
У 40 % дошкольников нашей группы был выявлен средний уровень развития словаря. Дети в основном не прибегали к помощи взрослого. Ими были допущены незначительные ошибки.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также предлогов и синонимов. Результаты проведённого исследования представлены на диаграмме.
2
Диагностика проводилась по методике Смирновой И. А. (Приложение №1).
Проведя диагностику решила использовать накопленный опыт работы с семантическими картами и с детьми ОНР. Развитие словаря с их помощью было обусловлено рядом факторов :
*ограниченным словарным запасом;
*значительным расхождением объема пассивного и активного словаря;
*несформированностью семантических полей;
*трудностью овладения значением и смысловым содержанием слов.
Исходя из факторов были поставлены следующие задачи:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- активизация словаря и совершенствование процессов поиска слова,
перевода слова из пассивного в активный словарь;
- организация семантических полей, лексической системы родного языка.
Отечественные и зарубежные лингвисты отводят семантическому компо-ненту главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации. Проблема преодоления речевых нарушений у детей с ОНР является ключевой в практике логопедии, поскольку процессы понимания и порождения речевого высказывания не возможны без учета закономерностей семантики.
«Семантическое поле» - это комплекс ассоциативных значений, непроизвольно возникающих вокруг одного слова. Наличие семантического поля позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения, быстро найти подходящую замену слову, которое необходимо для вербализации процесса. Но ребенок не способен сразу смоделировать
3
объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.
Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и словами возникают ассоци-ативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.
У детей с ОНР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому, при коррекции нарушений и развитии речи детей, необходимо включать работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание. В зависимости от возрастных особенностей дошкольников, данная структура может варьироваться. Семантическое поле состоит из ядра, которое окружает периферия – концентры. Ребенок, имеющий речевые нарушения не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Оно формируется постепенно на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по принципу от простого к сложному.
Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно начинается работа по его расширению путем подбора: родственных слов; слов, обозначающих действия предметов; слов, обозначающих признаки предметов; слов – синонимов, антонимов, омонимов; слов, имеющих смежный смысл (словоизменение по типу согласования, управления и примыкания лексем, связанных по ситуации).
Мы предположили, что практическая деятельность при работе с картами улучшит работу памяти детей, приведет к увеличению активного и пассив-ного словаря, уточнению и расширению лексических значений слов, повы-сится эффективность процесса мышления и познавательная активность, разовьются коммуникативные способности. Семантические карты строятся с
4
учетом формирования семантического поля в сознании человека. В центре листа размещается картинка – ядерное или ключевое слово, далее выстраиваются картинки слов, имеющие более и менее близкие связи по отношению к ядерному.
Существует несколько способов образования семантического поля :
- синонимия;
- антонимия;
- омонимия;
- однокоренные слова;
- многозначность слова;
- словообразование;
- обобщающая лексика.
Выполняются семантические карты на листе форматом А 4 и больше. Карту нужно вставить в файл или заламинировать, чтобы легко можно было стереть написанное. Дети с большим удовольствием выполняют задания, манипулируя маркером по карте.
Спектр действий ребенка по карте очень разнообразен. Он дорисовывает, раскрашивает, обводит, соединяет, группирует по различным признакам, дифференцирует, классифицирует, сравнивает, анализирует, пишет букву, слог, слово, схему предложения и т. д. По одной карте ребенок может выполнить задания почти по всем задачам развития и коррекции речи : от нахождения слов с заданным звуком до составления связного рассказа.
Карта может помочь решить проблемную ситуацию, отгадать загадку, кроссворд, выучить скороговорку, стих, познакомиться с пословицей, сделать вывод или умозаключение, узнать новую информацию от взрослого и многое другое. Все действия, которые ребенок выполняет по семантической карте, он должен обязательно проговаривать. Практическая деятельность улучшает работу памяти, использование картинок ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, увеличивает не только продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления, познавательная деятельность начинает носить творческий характер.
В своей работе мы использовали семантические карты с обобщающей лексикой. Например, по теме «Транспорт», используя карту на занятии по произношению, можно предложить обвести слово, которое начинается на звук «р», затем провести от него дорожки к словам, в которых звук «р» в середине слова. На обучении грамоте можно написать возле картинки первую букву или слог ее названия; выбрать картинку водного транспорта, составить с этим словом предложение и нарисовать рядом схему этого предложения. На развитии речи можно предложить детям найти остановку, где люди ждут транспорт, уточнить у детей, как называется человек, который
5
совершает поездку в транспорте – пассажир, обговорить, как назвать транспорт для пассажира – пассажирский, предложить соединить с останов-кой все машины пассажирского транспорта. Со стройкой можно соединить транспорт, необходимый для строительства. Найти транспорт, который можно увидеть только в деревне. Обвести воздушный транспорт, поставить цифру 1 возле самого медленного, затем поставить цифры по мере увели-чения скорости. Попросить ребенка разукрасить сигналы светофора сначала таким цветом, когда машины стоят, затем готовятся к движению, и цветом, когда ехать разрешается.
Работая с семантической картой по теме «Птицы», дети с удовольствием «сажают» зимующих птиц на кормушку, а перелетных на ветку возле скворечника. Обводят птиц, которых нельзя увидеть в городе, соединяют птиц и их корм, находят и соединяют птиц по разным признакам: тех, которые хорошо плавают, или не летают. Возле перелетных птиц можно изобразить маркером способы их отлета: клином, стаей, вереницей, пооди-ночке. На занятии по обучению грамоте можно соединить птиц, названия которых начинаются с одного звука, названия которых имеют одинаковое количество слогов и т. д.
6
Решая противоречие между тематическим принципом построения логопе-дических занятий и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, разработала систему коррекционных игр. Предлагаемая система лексико–грамматических игр способствует приобрете-нию детьми умений и навыков по созданию семантических программ и их гармоничному включению в коммуникативные, познавательные и инструк-тивные функции речи. Составленные на основе семантического алгоритма игры и упражнения, выстраивала в систему последовательно повторяющих-ся, и постепенно усложняющихся речевых категорий. Для каждого вида игр
предусматривала номинативную и предикативную лексику, учитывая многоканальность восприятия. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к слову, творческих способностей.
В соответствии с принципом природосообразности на материалах лексичес-ких тем, игры расположила в следующем порядке: игры с родственными словами; по накоплению словаря синонимов; по накоплению словаря антонимов; по накоплению слов, обозначающих действия предметов; по накоплению слов, обозначающих признаки предметов; игры с много-значными словами (омонимами)
Для того чтобы познакомить детей с тем или иным правилом русского языка, на занятия к детям приходит сказочный персонаж гномик Грамотейка. На одном из занятий он «рассказывал» о том, что есть слова, которые могут звучать одинаково, но иметь совершенно разный смысл. Вместе с Грамотейкой воспитанники детского сада путешествовали по лесу и находили лисичек (лисички грибы и лисички животные). Затем рассматривали шляпку гриба и вспоминали, что шляпку может носить женщина на голове и так далее.
Работа по обогащению словаря дошкольников через расширение семан-тических полей позволила улучшить у детей уровень организации лексико – грамматического строя речи и мыслительной деятельности. Разработанная и внедренная система игр стимулировала у воспитанников возникновение обширных валентностей и смысловых связей новых слов; способствовала одновременному решению коррекционно – речевых и общеразвивающих задач. Дети научились: выделять общий понятийный признак, осуществлять классификацию на основе существенных свойств, проявлять представления о родовидовых отношениях, дифференцировать понятия, точно понимать значение слов, производить поиск нужного слова и переводить его в активный словарь, строить межличностные отношения.
Карты позволяют проводить занятия на положительном эмоциональном фоне, что влияет на качество усвоения материала.
Возможности использования карт «Семантическое поле» велики. Они
7
формируют у дошкольников целостную и внутренне непротиворечивую картину мира, способствуют развитию многообразных типов связей речеязыковой деятельности, развитию звуковой культуры речи, позволяют обогатить речечувствительный опыт ребенка.
После работы с семантическими картами в течении учебного года, была проведена повторная диагностика, которая показала, что у детей значительно улучшился словарный запас.
В подготовительной группе мы продолжили работу с семантическими картами. Они стали более расширенными. При составлении семантических карт дети использовали накопленный в старшей группе опыт. Быстрее возникали ассоциации при назывании ядерного слова, легче подбирались слова-синонимы и антонимы. В конце учебного (2016-2017) года, при выпуске детей в школу, была проведена контрольная диагностика. Она показала следующие результаты: высокий уровень – 25%, средний – 62%, низкий уровень – 13%.
В речи детей произошли количественные и качественные изменения, поэтому использование «семантических карт» можно назвать одним из эффективных видов коррекционной работы.
8
Список литературы:
1. Антипова Ж. В., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2002.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, 2002.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников, 2006.
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2009. 5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П., 2001.
6. Медведева Е. Ю., Лопатина Г. Ф. Познавательное развитие дошкольника с помощью карт «Семантическое поле» / «Детский сад от А до Я». - №1, 2009.
7. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. С-П., 2007.
8. Парамонова Л. Г., Лалаева Н. В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР, 1985.
9. Репина З. А. Поле речевых чудес. Екатеринбург, 1997.
10. Серебрякова Н. В., Парамонова Л. Г. Особенности организации семантических полей у детей с ОНР, 2001.
11. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. С-П., 2007.
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
13. Хлынин А. А. Использование семантических образов на уроках русского языка. - Журнал «Вестник НЛП», №4.
14. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи - СПб. : Изд-во «Детство – Пресс», 2010. – 48 с.