Лучший педагог года

Обучение детей пересказу литературных произведений

Оксана Новикова
Обучение детей пересказу литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей пересказу литературных произведений

Подготовила : воспитатель

МБДОУ ДСКВ № 11

г. Ейск МО Ейский район

Новикова Оксана Александровна

Введение

Актуальность

Развитие связной речи является одним из ведущих направлений работы дошкольного учреждения по развитию речи.

Публикация «Обучение детей пересказу литературных произведений» размещена в разделах

Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребёнка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, память и воображение.

Пересказ литературных произведений влияет на нравственное и эстетическое развитие детей. При пересказе ребёнок не только запоминает его отдельные эпизоды, но и впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребёнка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.

Цель –изучить особенности использования пересказа, как средства развития монологической речи.

Объект исследования – процесс развития связной монологической речи у детей.

Предмет исследования – методика обучения пересказыванию.

Цель, объект и предмет определили ряд исследовательских задач:

1) Изучить состояние проблемы обучения пересказу, как средству развития монологической речи в научно-методической литературе.

2) Раскрыть методику проведения занятий по обучению пересказу.

3) Охарактеризовать требования к произведениям для пересказа.

4) Разработать конспекты занятий по обучению пересказу детей 6-7 лет.

5) Разработать практические рекомендации.

Научная новизна работы заключается в обобщении и систематизации знаний учёных и педагогов-практиков на проблему развития связной речи у дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования представленных материалов воспитателями для обучения дошкольников пересказу.

Пересказ как средство развития речи детей дошкольного возраста. Влияние пересказа на развитие речи и личности ребёнка

(Слад 1)

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей.

В ходе занятий у детей формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в обучении видов речевой деятельности детей. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Значение пересказа в формировании монологической речи:

1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.

2. Практика употребления обогащённой лексики в активной речи.

3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи.

5. Развитие способности к речевому самоконтролю.

6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.

7. Усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.

8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.

9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон;

(Слайд 2)

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения); слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определённой темы.

Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов. (слайд 3)

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов:

описание,

повествование,

рассуждение

контаминацию (смешанные тексты).

В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, существуют определённые требования к литературному тексту для пересказа :

• воспитательное значение;

• полноценное и доступное содержание;

• разнообразие жанров;

• чёткая композиция;

• простой, но богатый язык;

• небольшой размер.

Язык произведений для пересказа должен быть образцовый и к нему тоже предъявляются определё нные требования:

• доступный детям словарь;

• небольшие короткие и чёткие фразы;

• отсутствие сложных грамматических форм;

• несложные формы прямой речи;

• наличие ярких и точных определений;

• наличие ярко окрашенныхи выразительных средств языка.

Занятие по обучению пересказу имеет следующую типовую структуру (слйд 4)

Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идёт речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей перед слушанием произведения.

Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели:

• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий);

• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);

• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребёнка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приёмы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

На занятиях по пересказу воспитатель использует различные приёмы, активизирующие речь и мышление. Среди них важное место занимают приёмы, способствующие эффективному восприятию художественного произведения :

• рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдёт речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа:

выделение из текста произведений признаков и действий предметов;

подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения;

замена слов синонимами;

словообразование родственных слов;

существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

относительных и притяжательных прилагательных;

распространение и преобразование предложений.

• использование загадок, пословиц, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

• наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приёмы работы над текстом произведения :

• беседа по произведению (выявляет, о чём произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

• выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

• выделение из текста фраз к каждой картинке;

• придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

• частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

• составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, символы и пиктограммы).

(слайд 5)

Приёмы, способствующие совершенствованию детских пересказов :

• Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребёнка (договаривание ребёнком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отражённый пересказ (повторение ребёнком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребёнка.

(слайд 6)

• В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др., применяется пересказ по частям, причём сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребёнка по окончании части и иногда подчёркивая это обстоятельство.

• Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

• В старших группах возможны приёмы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приёмов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

• Игровые приёмы (например, пересказ, сидя у макета телевизора).

• Инсценирование, игры-драматизации.

Пересказ с изменением лица рассказчика.

Пересказ в лицах.

Виды зрительной опоры:

а) иллюстрации к литературным произведениям ( например: авторские иллюстрации В. Сутеева к своим рассказам, иллюстрации Е. Чарушина к сказке К. И. Чуковского «Цыплёнок» и т. д.);

б) серии сюжетных картинок;

в) набор предметных картинок к тексту;

г) символы и пиктограммы.

Виды вербальной опоры:

а) деформированный текст (восстановление деформированного текста используется на начальном этапе обучения пересказу небольших, как правило, нелитературных текстов);

б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях – начала каждой значимой фразы (используется приём договаривания предложений детьми);

в) опорные слова;

г) опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.

Часто при обучении пересказу сочетаются и зрительные, и вербальные опоры.

• Использование в обучении пересказыванию мнемотаблиц

Практические рекомендации (Слайд 7)

1) С целью улучшения реализации требований ФГОС ДОпо развитию связной монологической речи рекомендуется методическому кабинету систематическое проведение консультаций для воспитателей.

2) Изучить, обобщить, внедрить передовой педагогический опыт по развитию навыков монологической речи.

3) Воспитателям дошкольных образовательных учреждений рекомендуется изготовление специальных пособий, мнемотаблиц для обучения пересказыванию. (слайд 8)

4) Обеспечивать преемственность в работе по обучению пересказыванию между дошкольным образовательным учреждением и семьёй.

5) Использования театров: теневой театр (слайд 9,

Пересказ по картинкам (слайд 10)

Показ сказки детьми тетр (слайд 11)

6) Нарисуй сказку (слайд 12)

Заключение (Слайд 13)

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Нужно отметить, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях, но для этого нужно знать особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста различных возрастов.

В современной методике программа развития связной монологической речи предусматривает формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определённой последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и упражнения, направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники Игра «Фигуры». а) Цель: увеличение объема.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение пересказу сказки «Заюшкина избушка» Цель: Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи посредством пересказа русской народной сказки «Заюшкина.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Задачи: - Формирование навыков отвечать.

План самообразования «Создание языковой среды посредством литературных произведений Эммы Габунщиной» План работы по самообразованию. Воспитатель: Нимеева А. С. Тема: «Создание языковой среды посредством произведений Эммы Габунщиной» Цель:.

Презентация «Пересказ литературных произведений детьми дошкольного возраста» для педсовета «Ребёнок и книга» Главная задача педагога при знакомстве дошкольников с произведениями художественной литературы: это воспитание интереса и любви к книге,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к Родине с помощью литературных произведений» .

Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений в детском саду Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений в детском саду Художественная литература служит могучим, действенным средством.

Влияние современных мультфильмов и литературных героев на мировоззрение детей Время не стоит на месте. Меняемся мы, наши взгляды и вкус. Меняются и наши дети. Спросите у ребёнка : «Кто его любимый сказочный персонаж?».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей пересказу литературных произведений
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 20:06
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей пересказу литературных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД