Елена Александровна Федюшкина
Использование метода интеллект-карт в работе по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Использование метода ментальной интеллект-карты при работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Федюшкина Елена Александровна
1 слайд На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность,
От того есть ли интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое, зависит основа формирования образования,
Публикация «Использование метода интеллект-карт в работе по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственными профессиями» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
На наш взгляд, именно в дошкольном возрасте у детей возникает потребность в ознакомлении с разнообразным миром профессий. В связи с чем, возник вопрос о том, какие профессии самые важные и необходимые в современном мире. Мы в своей работе отмечаем самые обычные профессии, востребованные на сегодняшний день – профессии сельского хозяйства. Нашим детям посчастливилось родиться и жить в алтайском аграрном крае, этим и обусловлен наш выбор.
2 слайд. Работая в дошкольном учреждении, мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, стараемся заинтересовать и увлечь их.
Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, мы также используем метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения, который стимулирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, заставляя работать оба полушария головного мозга, обеспечивает высокую познавательную активность детей, инициативу и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
3 слайд. Составление интеллект карты - это необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но более эффективный способ работы с информацией, причем очень универсальный, ведь составлять интеллект – карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект – карты стимулирует творчество воспитанников, чего не происходит при работе с готовыми схемами.
4 Слайд. Важно отметить, что интеллект карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, то есть самое главное - это процесс, в результате которого, дети получают и закрепляют знания.
Воспитатель в данном случае выступает в роли организатора этого метода работы и источника информации для детей, консультантом и помощником. Воспитанники при этом занимают позицию ответственного и творческого ребенка, что направляет их на получение познавательного процесса.
5 Слайд. Изучая с детьми профессию «Механизатор». Мы использовали метод ментальной интеллект карты.
6 Слайд. Прежде чем выполнить работу постарались с детьми подробно изучить эту профессию. Использовали разные формы работы, направленные на получение различных знаний : экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, художественное творчество, художественное слово, работа с родителями и т. д.
7 Слайд. Приготовили сюжетные картинки по теме.
8 Слайд. Составление интеллект – карты мы начинаем с того, что в центре располагаем образ, в нашем случае это картинка с изображением представителя профессии «Механизатор». От центрального образа рисуем «ветви» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. Дети проявляют свои творческие способности, они рисуют ветви, вырезают картинки, анализируют куда приклеить ту или иную картинку. Воспитатель идет за логикой ребенка, и не навязывает своего мнения…. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми - поиски, цепочки вопросов: «Кто?» «Как?», «Откуда?», «Зачем?», «Для чего?» ,«С чем можно сравнить?» - все это и есть работа с элементами интеллект карты.
Таким образом, дети закрепили знания о профессиональных качествах механизатора, его рабочем месте и технике, специальной рабочей одежде, результатах деятельности механизатора, и т. д. В заключении подрисовываем недостающие картинки, используем разные цвета, ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
9 Слайд. Стоит отметить, что такой метод отлично подходит для проведения итогового мероприятия по теме недели. Интеллект – карта, находясь в группе в учебной зоне, является частью развивающей среды и может дополняться по мере необходимости. Интеллект – карта уникальна тем, что она также является наглядным пособием.
Наш опыт проведения занятий с использованием таких интеллект карт -показывает, что Дети становятся коммуникабельными, рассуждают, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни, стараются искать причинно-следственные связи при изучении и других тем. Кроме того, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.
10 Слайд. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.
Участникам мастер-класса предлагается оформить интеллект – карту по профессии «Ветеринарный врач».
Необходимые материалы: ватман, картинки по теме, яркие маркеры и фломастеры, клей, ножницы.
Условия и правила создания карт
1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Спасибо за внимание!