Приложение МААМ

Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период»

Татьяна Дмитриева
Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы

Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между ребенком и взрослым проявляются доверительные отношения. Взрослые не всегда проявляют знаки любви и внимания, не говорят своим детям добрые ласковые слова.

Прежде всего, между маленьким ребенком и взрослым должны быть доверительные отношения. Взрослый должен проявить знаки любви и внимания, прижать к себе ребенка, крепко обнять его, погладить по головке, одновременно сопровождая свои движения ласковыми, добрыми словами. В своей первой младшей группе я всегда стараюсь окружить малыша любовью, заботой, вниманием и лаской. Я стараюсь научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающему миру. Огромная роль потешек проявляется в период адаптации детей в детском саду. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые. Но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей позволяет малышу быстрее адаптироваться в новых условиях. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия. В ней он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры.

Публикация «Консультация „Использование малых фольклорных форм в адаптационный период“» размещена в разделах

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-частушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и интересных стихов, затем сказки.

Малыш отрывается от мамы и оказывается один в незнакомом для него мире. Очень важно в этот период его не ранить, не оттолкнуть, не посеять в его сознании страх. На помощь приходят потешки которые вызывают у ребенка положительные эмоции, симпатию к пока малознакомому человеку – воспитателю.

Игра для малышей самый желанный вид деятельности. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты. Проговаривая потешки ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.

Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силам ребенку раннего возраста: капает дождик, падает снежок, прыгает зайка, бежит лисичка и т. д.

Только в деятельности оптимально происходит развитие ребенка. Потешки дают ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, топать, хлопать, подражать животным и птицам. Потешки построены на ритмичности, а чувство ритма рождает у ребенка состояние безопасности и комфорта, развивая положительный эмоциональный фон, что способствует развитию ребенка.

Во время адаптации детей я использую потешки для новичков «Кто у нас хороший», «Ласкалочка».

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка – пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

Наряду с потешками можно использовать и куклу- петрушку. На ребенка она производит завораживающий эффект. Встречая ребенка каждый день с улыбкой, веселой потешкой, куклой, и через несколько дней вы заметите, что у ребенка пропадает страх и беспокойство и он более уверенно заходит в группу. Расставание с мамой становится легче.

Во время режимных моментов я использую самые разные потешки:

— на прогулке «Дождик», «Большие ноги шли по дороге»

— при умывании «Водичка, водичка»

— кормлении «Травка – муравка», «Варись-варись кашка»

— одевание на прогулку «Варежки Вареньки», «Маша варежку надела»,

— укладывание на дневной сон «Вот и люди спят», «Баю, бай»

В процессе ознакомления с окружающим:

— части тела «Ладушки», «Что за шум, что за рев?»

— дом, семья «Баю, бай», «Этот пальчик»

— игрушки «Чики-чикалочки»

— фрукты, овощи «Здравствуй осень», «В лес зайчишка поскакал», «Зайчишка-трусишка», «Огурчик», «Зайка репку посадил»

— дикие животные «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке»

— домашние животные «Как у нашего кота», «Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку»

— птицы «Петушок», «Курочка-рябушечка», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет»

В моей группе в книжном уголке много книжек с потешками, стишками, книжки — малышки. Я создала картотеку потешек для работы с детьми.

Потешки нужно использовать на протяжении всего дня. Их простой и не сложный язык легко воспринимается детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не, плач,

Не плач, не плач,

Куплю тебе калач

Не хнычь, не ной

Куплю другой,

Слезы утри,

Дам тебе три.

Использование малых форм фольклора при умывании, помогает малышам запомнить последовательность процедуры:

Водичка. Водичка,

Умой мое личико

Чистая водичка,

Умоет Саше личико.

Огромная польза потешек в режимных моментах, малыши с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. Мы не когда не задумывались, а ведь в фольклоре скрыт целый медицинский комплекс упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым, в нем весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора. Ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, прислушивается в эти мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что малые формы фольклора играют важную роль в развитии речи ребенка. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Хорошо также этому способствуют фольклорно-игровые занятия. Привлекая детей через поисковую деятельность, самостоятельность, развития фантазии. Взрослые создают специальную среду, а ребенок попадает в мир, где может почувствовать себя в русской народной сказке. Для развития внимания к звучащей речи лучше совместно произносить слова, договаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Первые шаги ребенка в детском саду во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизни ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных произведений в работе с детьми раннего возраста фундамент развития речевых навыков и умений Мой многолетний опыт работы с детьми раннего возраста дает возможность утверждать, что именно малые формы фольклора - тот фундамент, на.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи через использование малых фольклорных форм во второй младшей группе .

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров Речь в жизни человека –наиважнейшая функция. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся,.

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры СЛАЙД 1: Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры СЛАЙД 2: В настоящее время.

Статья на тему: «Использование малых форм фольклора для развития речи детей» Использование малых форм фольклора для развития речи детей Детский фольклор представляет собой особую самостоятельную отрасль устного народного.

Занятие по использованию малых фольклорных форм по сказке «Теремок» в первой младшей группе Занятие по использованию малых фольклорных форм по сказке «Теремок» в первой младшей группе Конспект занятия для детей 2-3 лет. Воспитатели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период»
Опубликовано: 30 августа 2015 в 11:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дмитриева (УИ 173058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД