Татьяна Дмитриева
Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между ребенком и взрослым проявляются доверительные отношения. Взрослые не всегда проявляют знаки любви и внимания, не говорят своим детям добрые ласковые слова.
Прежде всего, между маленьким ребенком и взрослым должны быть доверительные отношения. Взрослый должен проявить знаки любви и внимания, прижать к себе ребенка, крепко обнять его, погладить по головке, одновременно сопровождая свои движения ласковыми, добрыми словами. В своей первой младшей группе я всегда стараюсь окружить малыша любовью, заботой, вниманием и лаской. Я стараюсь научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающему миру. Огромная роль потешек проявляется в период адаптации детей в детском саду. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые. Но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей позволяет малышу быстрее адаптироваться в новых условиях. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия. В ней он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры.
Публикация «Консультация „Использование малых фольклорных форм в адаптационный период“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-частушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и интересных стихов, затем сказки.
Малыш отрывается от мамы и оказывается один в незнакомом для него мире. Очень важно в этот период его не ранить, не оттолкнуть, не посеять в его сознании страх. На помощь приходят потешки которые вызывают у ребенка положительные эмоции, симпатию к пока малознакомому человеку – воспитателю.
Игра для малышей самый желанный вид деятельности. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты. Проговаривая потешки ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.
Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силам ребенку раннего возраста: капает дождик, падает снежок, прыгает зайка, бежит лисичка и т. д.
Только в деятельности оптимально происходит развитие ребенка. Потешки дают ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, топать, хлопать, подражать животным и птицам. Потешки построены на ритмичности, а чувство ритма рождает у ребенка состояние безопасности и комфорта, развивая положительный эмоциональный фон, что способствует развитию ребенка.
Во время адаптации детей я использую потешки для новичков «Кто у нас хороший», «Ласкалочка».
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка – пригожий
Наша деточка в дому
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
Наряду с потешками можно использовать и куклу- петрушку. На ребенка она производит завораживающий эффект. Встречая ребенка каждый день с улыбкой, веселой потешкой, куклой, и через несколько дней вы заметите, что у ребенка пропадает страх и беспокойство и он более уверенно заходит в группу. Расставание с мамой становится легче.
Во время режимных моментов я использую самые разные потешки:
— на прогулке «Дождик», «Большие ноги шли по дороге»
— при умывании «Водичка, водичка»
— кормлении «Травка – муравка», «Варись-варись кашка»
— одевание на прогулку «Варежки Вареньки», «Маша варежку надела»,
— укладывание на дневной сон «Вот и люди спят», «Баю, бай»
В процессе ознакомления с окружающим:
— части тела «Ладушки», «Что за шум, что за рев?»
— дом, семья «Баю, бай», «Этот пальчик»
— игрушки «Чики-чикалочки»
— фрукты, овощи «Здравствуй осень», «В лес зайчишка поскакал», «Зайчишка-трусишка», «Огурчик», «Зайка репку посадил»
— дикие животные «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке»
— домашние животные «Как у нашего кота», «Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку»
— птицы «Петушок», «Курочка-рябушечка», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет»
В моей группе в книжном уголке много книжек с потешками, стишками, книжки — малышки. Я создала картотеку потешек для работы с детьми.
Потешки нужно использовать на протяжении всего дня. Их простой и не сложный язык легко воспринимается детьми.
Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:
Не, плач,
Не плач, не плач,
Куплю тебе калач
Не хнычь, не ной
Куплю другой,
Слезы утри,
Дам тебе три.
Использование малых форм фольклора при умывании, помогает малышам запомнить последовательность процедуры:
Водичка. Водичка,
Умой мое личико
Чистая водичка,
Умоет Саше личико.
Огромная польза потешек в режимных моментах, малыши с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. Мы не когда не задумывались, а ведь в фольклоре скрыт целый медицинский комплекс упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым, в нем весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора. Ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, прислушивается в эти мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что малые формы фольклора играют важную роль в развитии речи ребенка. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Хорошо также этому способствуют фольклорно-игровые занятия. Привлекая детей через поисковую деятельность, самостоятельность, развития фантазии. Взрослые создают специальную среду, а ребенок попадает в мир, где может почувствовать себя в русской народной сказке. Для развития внимания к звучащей речи лучше совместно произносить слова, договаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Первые шаги ребенка в детском саду во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизни ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет.