ольга шальнева
Использование макетов в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я Шальнева Ольга Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории детского сада №47. Тема моего выступления «Использование макетов в развитии речи детей»
Слайд 2
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Макеты. Изготовление макетов для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи.
Слайд 3
По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование – макет.
Слайд 4
К макету должны предъявляться следующие требования:
Макет – фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Макет должен содержать игрушки и фигурки по лексической теме (животные, фигурки человека и т. д., маркеры пространства (деревья, строения, дорожные знаки и т. д., предметы, связанные с событиями (модели транспорта, кормушки для животных и т. д.).
Все предметы должны переставляться и меняться легко. Необходимо накапливать материал разнообразный по содержанию и в зависимости от особенностей детей.
Важно не забывать об эстетическом и гигиеническом аспекте оформления макета.
Слайд 5
Как специалист, я постепенно изучаю и внедряю в свою работу новые технологии. В своей группе я создала макеты модели, которые представляют собой уменьшенные целостные объекты.
Слайд 6
Например «Кукольный дом». «Кукольный домик» можно использовать для режиссёрской игры, в которой ребёнок берёт на себя роль всех кукол, придумывает сюжет и сам исполняет его, проявляя свои знания, творчество. В игре в кукольный домик ребё нок закрепляет следующие знания: понятия о здоровом образе жизни, основы этикета, правильном поведении в обществе, правильном ведении домашнего хозяйства, знания о мебели, бытовой технике, правильном её использовании. А ещё с детьми можно проигрывать как позитивные истории, но и ситуации которые вызывают у ребёнка страх и другие отрицательные эмоции- в дверь стучится незнакомый человек, в домике произошёл пожар и т. д. Проигрывание таких ситуаций вырабатывает у ребёнка умение правильно себя вести в той или иной жизненной ситуации. В кукольный домик могут играть и несколько детей сразу, дети учатся общаться друг с другом, договариваться, играть дружно и слаженно.
Слайд 7
Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками.
В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
-предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, -обезьяна, страус, медведь и др.);
-маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).
Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.
Слайд 8
Макет «Улицы города». Данный макет позволяет познакомить детей с правилами дорожного движения, закрепить знания о правилах безопасного поведения детей на улице города.
Игровой макет знакомит детей о назначении и сигналами светафора и дорожными знаками, так же его можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. С помощью макета дети знакомятся с улицами родного города - названиями зданий и их предназначением.
Слайд 9
Обучение детей правилам пожарной безопасности – одна из важнейших и первоочередных задач родителей и воспитателей.
Данный макет позволяет наглядно познакомить детей с профессией пожарных, с правилами пожарной безопасности, дать понятие о первичных средствах тушения пожара; учить осторожному обращению с огнём.
Слайд 10
Макет «Аквариум» может быть использован в самостоятельных играх детей, в качестве наглядного и дидактического пособия на занятиях с целью экологического воспитания дошкольников, для оформления уголка природы в группе.
Слайд 11
Макет полянка как сюрпризный момент в ООД. Тема ООД – весна. Раздается плач, это плачет полянка. Весна проходила и не заметила полянку…Какое время года на полянке (ответы детей) А почему вы так думаете….(ответы детей)Чтобы снег растаял кого нам надо позвать на помощь (ответы детей)
Слайд 12
Наше солнышко поможет разбудить весну (прикрепляем солнышко на полянке).
Слайд 13
Дети у нас много материала на полянке, чтобы помочь полянке стать весенней (обсуждаем).
Слайд 14
Снег складываем в ведерко. Обсуждаем, какой снег зимой? А почему снег весной тает? И т. д.
Слайд 15
Раскладываем голубые ленточки, обсуждаем, задаем вопросы.
Слайд 16
Дети рвут бумагу и кладут на поверхность реки. Постоянно обсуждая происходящее.
Слайд 17
Потрогать почки вербы, сказать какие они на ощупь.
Слайд 18
Дети лепят цветочки из пластилина и прикрепляют их на кочки.
Таким образом, с помощью данного макета происходит активизация словаря вводим понятие
-существительных (весна, ручей, льдина, подснежник, кочка, почка, верба, поляна);
- глаголов (таять, журчать, набухать).
Слайд 19
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
активизация лексического словаря;
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства;
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков;
умения работать в коллективе.