Варлакова Юлия
«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной психолого - педагогической помощи. Работая с детьми с ОВЗ часто применяю, следующие методы:
- Арт-терапия (рисование, лепка)
- Сказкотерапия
- Песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком на световом столе
-Игротерапия
- Куклотерапия
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.
В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно.
Немного из истории сенсорных комнат. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Первоначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 1970-х гг. и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению, сенсорные комнаты использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. К концу 1980-х гг. сенсорные комнаты стали неотъемлемой частью реабилитационной и терапевтической практики.
Одновременно значительно расширялся диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.
В России первая сенсорная комната появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.
Создание сенсорной комнаты в детском саду «Краски» обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Комната психологической разгрузки или сенсорная комната - в литературе встречаются и другие названия: комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Дети комнату называют волшебной.
Сенсорная комната в нашем саду представляет собой помещение, оборудованное по индивидуальном проекту, оснащена современным оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционной, психологической работы с детьми ОВЗ.
В комнате представлено следующие оборудование : сухой бассейн с шарами, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, сенсорные ковры, фибероптический душ, мягкая мебель, пуфы, мягкие игрушки, песочница и песочницы со световым эффектом, светильник и настенное панно водопад, световой проектор, соляные лампы, аудио- и видео – аппаратура и многое другое.
В комнате присутствует спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая нежная музыка, песок и звуки природы – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Учеными отмечено, что пребывание в сенсорной комнате способствует :
• Улучшению эмоционального состояния;
• Снижению беспокойства и агрессивности;
• Снятию нервного возбуждения и тревожности;
• Нормализации сна;
• Активизации мозговой деятельности;
Наша комната психологической разгрузки в детском саду - настоящий «помощник» психолога, это «комната-доктор».
Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате :
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей:
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, упражнения на дыхание и многое другое.
Во время занятий дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, саморегуляции и самоконтроля, учатся снимать напряжение, знакомятся с эмоциями, налаживать отношения с окружающими. За период работы я поняла, как важно для детей правильно представить оборудование, пользуясь принципом «не навреди» грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования детей. В атмосфере приглушенного света, в сочетании с музыкальным сопровождением, меняющимися цветовыми эффектами ребенок словно попадает в сказку, где все обволакивает, переливается, успокаивает, что в короткое время приводит его в состояние релаксации (расслабления, способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям.
В целях отслеживания результативности работы, была проведена диагностика с помощью теста «Паровозик», которая позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.
Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми :
1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
2. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.
3. Системность и структурированность занятий.
4. Продолжительность занятий от 7 до 25 минут;
5. Занятия проводятся в подгруппах и индивидуально.
Занятие включает три обязательные части:
• вводная (ритуал приветствия, разминка);
• основная (релаксация, игра, психогимнастика);
• завершающая (ритуал прощания).
В процессе работы я получила следующие результаты:
1. Некоторые показатели негативной психической напряженности в специально организованной предметно-практической среде сенсорной комнаты как минимум частично компенсируются.
2. Дети получают положительные эмоции через погружение в среду сенсорной комнаты, у них развивается интерес к предлагаемой деятельности, к взаимодействию.
3. Овладение приемами релаксации способствует стабилизации негативной психической напряженности.
4. Для дальнейшей работы необходимо пополнение активационного блока сенсорной комнаты.
Таким образом, можно сделать выводы, что пребывание 15-20 минут в сенсорной комнате достоверно улучшают психическое состояние детей, положительно влияет на эмоциональную сферу, на развитие коммуникативных качеств, на формирование познавательной активности.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его познавательного развития.
Хотелось бы завершить словами В. А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».