Ольга Михайлова
Использование логопедических раскрасок в группе для детей с ТНР в рамках реализации проекта «Звуки в картинках»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логопедических раскрасок в группе для детей с ТНР в рамках реализации проекта
Руководитель проекта:
Михайлова Ольга Владимировна.
Место проведения: МАДОУ Детский сад №157 «Сиверко», г. Архангельск
Сроки проведения: сентябрь 2021 – май 2022 г.
Количество участников: дети группы компенсирующей направленности (ТНР) – 11 человек, учитель – логопед, воспитатели и родители.
Возраст детей: 5 – 7 лет
Форма проведения: вечерняя, в процессе совместной деятельности со взрослым, коллективная с подгруппой детей и индивидуальная.
Публикация «Использование логопедических раскрасок в группе для детей с ТНР в рамках реализации проекта „Звуки в картинках“» размещена в разделах
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствование произносительных навыков у дошкольников с ТНР;
2. Развитие фонематического слуха;
3. Совершенствование навыков работы с карандашом, развитие зрительно – моторной координации;
4. Расширение представлений воспитанников об окружающем мире, обогащение и уточнение их словарного запаса;
5. Развитие усидчивости, внимательности, аккуратности;
6. Развитие творческой активности, фантазии, любознательности детей при оформлении работы;
7. Укрепление детско – родительских взаимоотношений и отношений с педагогами группы.
Вид проекта:
долгосрочный, творческий.
Проблема: затруднение процесса автоматизации поставленных звуков, недостаточное развитие мелкой моторики у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Обоснование проблемы:
Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.
К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ТНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Точные координированные движения пальцев рук усиливают согласованную работу лобных и височных отделов мозга, в том числе речевых центров.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать (Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова, Л. А. Данилова) речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
Процесс логопедической коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с ТНР - довольно сложный, кропотливый и длительный.
При автоматизации звуков - работа идёт от простого к сложному, последовательно и постепенно. При сложных нарушениях речи этап автоматизации занимает длительный период. Многократное повторение речевого материала утомляет ребенка, снижает интерес к занятиям с логопедом.
Как показывает опыт работы с дошкольниками, подключение в коррекционную работу зрительного анализатора через картинку – образ позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, ограждает от быстрого утомления на занятиях.
Считаем, что с детьми, страдающими тяжелым недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по автоматизации поставленных звуков с использованием логопедических раскрасок.
Учебно-игровые ситуации, представленные в логопедических раскрасках, легко варьируются посредством замены картинок, что позволяет построить работу логопеда с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, активизируют творческую активность, самостоятельность, произвольность и формируют предпосылки учебной деятельности, что и требует от дошкольных педагогов ФГОС.
Цель проекта: стимуляция развития речевой функции у детей с ТНР, совершенствование у дошкольников произносительных навыков через развитие навыков работы с карандашом (развитие мелкой моторики) в ходе практической творческой работы с логопедическими раскрасками.
Задачи:
1. Формировать правильное произношение поставленных звуков в ходе их автоматизации при использовании индивидуальных логопедических раскрасок;
2. Развивать фонематический слух;
3. Закреплять умение правильно держать карандаш, развивать зрительно – моторную координацию при раскрашивании, обводке, штриховке;
4. Расширять представления воспитанников об окружающем мире, обогащать и уточнять их словарный запас;
5. Совершенствовать моторные умения и сенсорные способности детей;
6. Развивать творческую активность, фантазию, любознательность детей при оформлении работы;
7. Развивать усидчивость, внимательность, аккуратность;
8. Укреплять детско – родительские взаимоотношения и отношения с педагогами группы.
Содержание работы по проекту.
Поскольку работа по автоматизации поставленного звука проходит поэтапный, длительный процесс от слогов к фразовой речи, то и логопедические раскраски подбираем для каждого ребёнка индивидуально, от простого к сложному, исходя из находящегося в работе звука, и учитывая уровень произносительных возможностей ребёнка.
Приёмы работы с раскрасками разнообразны:
- провести цветным карандашом «звуковую дорожку», произнося нужный звук;
- «Договори слог»: раскрасить картинки и назвать повторяющийся слог;
- обвести по точкам картинку на заданный звук, правильно назвать её;
- раскрасить и назвать картинки на заданный звук;
- раскрасить только те картинки, в названии которых есть нужный звук;
- «Пройти по лабиринту»: раскрасить картинки в Лабиринте, проводить пальчиком и называть картинки, не теряя нужный звук;
- «Распутать путаницу»: обвести цветными карандашами и назвать «запутавшиеся» картинки, подобранные на определённый звук;
- Раскрасить картинку на нужный звук по заданному образцу или заданию и т. д.
Раскрашивая весёлые картинки и проговаривая слова, словосочетания, фразы и стихи, ребёнок будет легче вводить поставленные звуки в речь, закреплять правильное звукопроизношение и развивать фонематический слух.
Использование логопедических раскрасок с дошкольниками с ТНР способствует автоматизации поставленных звуков, позволяет поддерживать у детей устойчивый интерес к занятиям с логопедом, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы.