Галина Ивановна Кравченко
Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад;"Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"
Проблема воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. И этот подход должен найти воспитатель, учитывая все особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Публикация «Презентация к докладу „Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью“» размещена в разделах
Особенности процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, особенностями психического развития школьников, в частности:
1. Нарушениями познавательного развития, затрудняющими правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.
2. Снижением способности к конкретизации обобщений, приводящим к несогласованности слова и конкретной деятельности.
3. Нарушениями в эмоционально-волевой сфере, снижающими самостоятельность, желание быть лучше, способствующими образованию и закреплению отрицательных привычек.
4. Воспитанники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности.
5. Обучающиеся, воспитанники радостно реагируют на заслуженное поощрение.
6. Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.
7. Также необходимо учитывать типологические и индивидуальные проявления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.
Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами имеются коррекционные принципы воспитания.
В качестве специальных можно выделить следующие принципы:
1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.
В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуальную и групповую, последняя предполагает создание таких условий, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включиться в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива.
Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет активнейшим образом влиять на его личностные проявления.
2. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор самого действия, практические навыки переходят в интеллектуальные действия.
Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями».
3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся, воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение.
4. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы.
Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к воспитаннику и воспитанию в целом.
В воспитательской работе с детьми с интеллектуальными нарушениями есть такое понятие, как приучение.
Приучение – создание условий, при которых воспитанник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей.
Требования к приучению:
- Оно невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено.
- Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле.
- Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения воспитателя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы.
- Важно организовать самоконтроль учащихся.
В воспитательном процессе используются три типа упражнений:
1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия).
2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени.
3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т. д.)
Реализацию этих типов упражнений я покажу на примерах из практики своей работы.
Одним из важных направлений воспитательной работы с целью физического совершенствования воспитанников является укрепление их здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. Этому направлению я отвожу достаточно большое внимание и реализую его на таких режимных моментах, как утренний и вечерний туалеты, утренняя зарядка, самоподготовка, экскурсии, прогулки на свежем воздухе. (слайды,)
У своих воспитанников я формирую сознательное отношение к труду интеллектуальному, физическому, профессиональному. Ежедневно на трудовом часе провожу с ними работу по овладению трудовыми умениями и навыками, воспитываю уважение к труду других; приобщаю их к общественно полезному производительному труду, что способствует в дальнейшем в подготовке воспитанников к выбору профессии. (слайд)
К традиционным методам работы воспитателя относится беседа. В беседах, диалогах выявляется отношение детей к обсуждаемой теме, их намерения и чувства, позиции и оценки. (слайд «Спички.»)
Особое внимание должно отводиться воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению иждивенчества и эгоизма. (слайд «Сказки., «Урожай…»)
Специальная (коррекционная) школа готовит учащихся к самостоятельной жизни, деятельности в социальном окружении. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.
Это достигается моделированием ситуаций, в которых умственно отсталый обучающийся мог бы самостоятельно или при помощи взрослого правильно оценить свое поведение, отношение к деятельности и окружающим. Неслучайно Г. М. Дульнев указывал, что включение воспитанника специальной школы в различные ситуации является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их успехи оцениваются, их авторитет повышается.
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Педагог - это призвание, талант, который дан свыше.