Светлана Дуболазова
Методические рекомендации «Использование приёмов арт-технологии в преодолении недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и за-медленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Публикация «Методические рекомендации „Использование приёмов арт-технологии в преодолении недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Я заметила, что приёмы атр – технологий позитивно воспринимаются дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий.
Рисование листьями.
Зачем рисовать листьями? — спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать красивую колоритную картину хочется уже сегодня. Пожалуйста, к вашим услугам листья самых обычных деревьев и кустарников, впрочем, подойдут и листочки от комнатных и цветущих растений.
Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют доби-ваться следующих результатов: улучшает речевое развитие детей; формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками; развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат); развивается общая и мелкая моторика.
Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
В каждом изобразительном материале заложены определённые возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений.
Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.
Умелое использование нетрадиционных техник с учётом индивидуальных особен-ностей развития ребёнка с ОНР сокращает время на выполнение работы, создаёт «ситуацию успеха» для ребёнка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Источники:
1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М. : «Сов. Россия», 1973.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь, 2007, С. 336
3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Я., Академия развития, 2007, С. 98.
4. Сайт «МААМ» (https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-risovaniyu-krupoi-k-kosmicheskim-daljam-dlja-vospitanikov-starshei-grupy.html)