Гюльнара Балабековна
Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ
Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных ситуаций. Я расскажу о некоторых из них и о том, как нам вместе с детьми и родителями удалось справиться с ними:
В моей группе детского сада сложилась проблемная ситуация : после возвращения с прогулки дети раскладывали вещи в шкафчике, не придерживаясь порядка: шапки, футболки, шорты на верхнюю полку; куртки вешаем на крючок; штаны располагаем на средней полке и обувь ставим на нижнюю. Решением этой проблемы стала схема шкафчика, которую мы разработали, обсудили и нарисовали вместе с детьми. Расположившись за круглым столом, мы с ребятами обсудили проблему и подумали, что нам нужен помощник. Таким помощником оказался карандаш, который нарисовал на бумаге шкафчик. Вместе с детьми мы вспомнили, как должны располагаться предметы одежды в шкафчике, зарисовали схему и утвердили общим решением. Сейчас на дверке каждого шкафчика есть подсказка о том, куда положить свои вещи. Эта мера позволила решить проблему.
Публикация «Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Сложности у детей возникали с организацией рабочего места во время изобразительной деятельности, аппликации и лепки. Дети забывали взять салфетки, подставки для кисточек, досочки и так далее. Это отвлекало дошкольников и затягивало процесс подготовки к занятию. Решение было принято коллективно. Дети диктовали мне что необходимо приготовить для изобразительной деятельности, а я записывала. Далее мы условились о схематическом изображении, проголосовали и нарисовали схему-подсказку. Эту схему дети предложили разместить в центре творчества. Подсказку для организации рабочего места для лепки и аппликации дети сделали сами, разделившись на 2 подгруппы.
Третьей ситуацией, волнующей меня, было распределение времени. Случается так, что времени на свободную игру не много. Дети развивают сюжет, готовят пространство и увлечённые игровой ситуацией не чувствуют время. Это приводит к тому, что дошкольникам сложно переключаться. Например, пришло время отправляться на прогулку, а игровая деятельность детей подходит только к кульминации. Для того, чтобы детям было легче ориентироваться в том, сколько времени осталось до прогулки, был создан большой пазл из фотографии площадки для прогулок. Дети начинали играть, и первая часть пазла прикреплялась на магнитную доску. В тот момент, когда половина времени, отведённого для свободной игры, прошла на доске появлялась следующая деталь. Проходила треть времени и я, прикрепляя третью деталь, сообщала, что скоро нужно будет идти на прогулку – пазл почти собран. Когда на доске появлялась четвёртая деталь – это означало, что время прогулки настало. Пазл помогает моим ребятам понимать, сколько времени осталось до события, а мне позволяет не повторять инструкции несколько раз.
Схематичные рисунки позволили решить проблему заучивания стихов. Мы научились составлять мнемотаблицы, зарисовывая свои ассоциации. На данный момент в центре литературы собраны мнемотаблицы детей на все любимые стихотворения.
хочется поделиться ещё одной проблемой, решение которой мы уже нашли: соблюдение правил поведения в группе. Кто-то бегает по группе, кто-то громко кричит, кто-то не убирает игрушки – это всё рождало конфликтные ситуации. Мы с детьми решили обсудить все эти случаи и подумать о том, как сделать так, чтобы конфликты не повторялись. Мы придумали правила и нарисовали их. Сейчас в группе действует три правила. Ежедневно мы с детьми собираемся на рефлексивный круг, и каждый сам оценивает, насколько он справился с задачей соблюдения наших правил. Мы обсуждаем все ситуации и поддерживаем друг друга. Дети учатся саморегуляции, а иллюстрации на стене напоминают о правилах, которые установлены самими детьми.
ФГОС ДО ставит перед нами задачу вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада. В своей группе мы поставили доску для опросов родителей. На этой доске время от времени появляются темы для голосования. Например, какую тему для следующей недели выбрать; спартакиада или экскурсия; мастер класс для родителей или театрализованная постановка с участием родителей и так далее. Родители воспитанников оставляют свои голоса. Мы с детьми делаем опросы и выясняем, например, любимые игрушки мам и пап или хобби наших бабушек. Вся собранная информация используется нами для планирования совместной деятельности.
Мою группу посещает ребёнок с особенностями развития. Для него мы создали расписание, чтобы заранее предупреждать о переходах из одного помещения в другое. Расписание называется «сначала-потом». Я подготовила карточки, а родители ребёнка основу. Сейчас я могу сказать, что перемещаться по территории детского сада ребёнку стало гораздо комфортнее.
Во всех проблемных ситуациях описанных выше были использованы методы визуальной поддержки дошкольников. Именно визуальная поддержка является моей настоящей педагогической находкой. Дошкольный период детства – это период интенсивного развития и познания окружающего мира. Ребёнок учится самообслуживанию (заправлять кровать, мыть руки, одеваться и аккуратно складывать свои вещи в шкафчик и т. д., приобретает навыки ухода за растениями, экспериментирует, занимается творчеством (лепит, рисует, конструирует, знакомится с литературными произведениями и, конечно, приобщается к социокультурным нормам. Визуальная поддержка призвана помочь ребёнку справляться с новой для него деятельностью и ориентироваться во времени. Хочу отметить, что визуальные подсказки для детей со временем редуцируются. Я постепенно снижаю интенсивность поддержки, чтобы повысить самостоятельность детей.
В моей практике визуальная поддержка показала себя, как эффективный метод в решении различных проблемных ситуаций, возникающих в группе.