Вера Бухвалова
Использование интерактивных технологий «Кластер», «Портфолио»
Портфолио дошкольника — это :
1. способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог — ребенок — родитель»; метод оценивания реальных достижений дошкольника;
2. коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области;
3. своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;
4. коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;
Публикация «Использование интерактивных технологий „Кластер“, „Портфолио“» размещена в разделах
5. инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития. Важная цель портфолио — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок.
Портфолио дошкольника — прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.
Портфолио дошкольника
Это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.
Перед тем как начать формировать портфолио, определитесь – для чего оно нужно:
– для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, в рисовании или в спорте)
– на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определенный период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д.)
– тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д.
Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться общепринятых правил.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Структура портфолио дошкольника
• Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно– индивидуальное оформление)
• Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио)
• Давайте познакомимся (фото, можно составить небольшую автобиографию)
• С чего все начиналось (фото с родильного дома, атрибутика оставшееся с роддома: кольцо, которое одевают ребенку на ручку, информация о новорожденном, клочок волосиков с рождения)
• Я расту (таблица роста и веса)
• Моя семья (я предлагаю нарисовать или сделать на компьютере генеалогическое древо семьи)
«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья»
«Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
«Размышления вслух» : высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
• Фото из детского сада (фото из домашней коллекции)
• Мои любимые мультфильмы (вырезки, наклейки, рисунки с любимыми героями)
• Мои любимые книги (постановочное фото, рисунок, раскраска, наклейка и т. д.)
• Мои спортивные достижения (спортивные награды, фото со спортивных мероприятий, в которых участвовал ребенок)
• Мои награды (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы)
• Мое хобби (если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие, необходимо завести этот персональный раздел).
• Скоро в школу (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)
• Отзывы и пожелания (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.) .
• Анкеты (родителям можно продумать небольшой опросник – анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно).