Светлана Фролова
Формирование двигательного навыка посредством спортивных игр и упражнений (С использованием интерактивных технологий)
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных средств решения задач образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС дошкольного образования, является освоение детьми дошкольного возраста спортивных упражнений и игр.
Наш детский сад занимался разработкой методического обеспечения такой проблемы, как формирование двигательного навыка посредствам спортивных игр и упражнений.
С этой целью нами было определено содержание (задачи) работы с детьми по овладению спортивными упражнениями и играми.
Публикация «Формирование двигательного навыка посредством спортивных игр и упражнений (С использованием интерактивных технологий)» размещена в разделах
С внедрением современных образовательных технологий у нас появилась возможность сделать процесс овладения спортивными упражнениями и играми более интересным и осознанным и в этом нам помогли интерактивные игры и кейс – технологии.
Процесс внедрения технологий представляет собой изменение определенной системы и влечет ряд рисков и проблем. В данный момент очень важна роль руководителя в организации процесса внедрения технологии, чтобы этот процесс стал действительно результативным.
На начальном этапе внедрения был проведен анализ реальной ситуации в детском саду, который является основополагающим для дальнейшего планирования работы.
Рзультаты оценки реальной ситуации по четырем основным направлениям: дети, педагоги, материально-техническое обеспечение и методическое обеспечение процесса внедрения современных образовательных технологий.
Рассмотрим подробнее некоторые аспекты.
Оценивая у детей уровень физподготовленности, а также уровень сформированности самостоятельности можно сказать, что данные были невысоки. Средством решения данной проблемы мы определили: разработку игр для интерактивной доски и кейсов.
Что касается педагогических кадров, то перед нами встала задача - не только обучить педагогов, но и мотивировать их к внедрению технологий в образовательный процесс.
Далее на можно ознакомиться с результатами анализа материально-технического и методического обеспечения.
(Материально-техническое обеспечение) Приобрели приставку для интерактивной доске, мультимедийное оборудование, а также группы старшего дошкольного возраста были оборудованы телевизорами, планшетами, фоторамками, которые можно использовать для работы с фотослайдами, видепрезентациями, видеофайлами.
Что касается Методического обеспечения, его пополнение проходило и за счет средств платных дополнительных услуг, а также за счет активного участия педагогов в работе творческой лаборатории «ЗОЖ» АНО и творческих групп детского сада.
Педагогами детского сада были созданы копилки мультимедийных презентаций по разным образовательным областям и темам, копилка мультфильмов, фрагментов видеофильмов и т. п.
И как результат - нами было разработано 7 интерактивных игр, с использованием приставки к интерактивной доске, направленных на решение задач всех этапов формирования двигательного навыка посредствам спортивных игр и упражнений не только в ходе двигательной, но и других видов деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, с учетом их места в режиме дня. Интерактивные игры использовались нами в ходе образовательной деятельности, начиная со средней группы, а также в совместной деятельности и индивидуальной работе с детьми, и в работе с семьей. Так как в детском саду приставка к интерактивной доске может находиться только в трех помещениях, то некоторые игры были нами адаптированы для использования на мультимедийном оборудовании, сегодня мы вам предлагаем именно такой вариант для ознакомления.
Они помогают нам решать задачи :
1. На первом этапе (начального разучивания, ознакомления с правилами, инвентарем) нами использовалась
Игра «Сделай правильный выбор» («Хоккей»)
Дается инструкция.
На втором этапе (углубленного разучивания движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Уточняются и закрепляются правила. Здесь также используются интерактивные игры.
Перед Вами игра «Зимние забавы», направленная на ознакомление и закрепление правил безопасности. Дается инструкция.
Еще одна игра «Сложи слово»
Эта игра применяется в рамках подготовки детей к обучению грамоте, для упражнения в образовании новых слов.
2. На третьем этапе (закрепления и совершенствования двигательного навыка) наряду с интерактивными играми используются кейсы и их применение наиболее эффективно. (кейс-стадии, кейс-иллюстрации, фото-кейсы). Кейс-технология - это интерактивная технология для закрепления на основе реальных или вымышленных ситуаций. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Рассмотрим кейс -иллюстрацию «Будущая лыжница-спортсменка».
Цель данного кейса: закреплять способы ходьбы на лыжах и правила безопасности при ходьбе на лыжах (реализуя ОО «Физическое развитие» и «Познавательное развитие») в ходе решения проблемной ситуации.
Детям предлагается для рассматривания первая иллюстрация и зачитывается часть текста, - проблемная ситуация, оканчивающаяся вопросом «Что же делать?».
В процессе мозгового штурма дети решают данную проблемную ситуацию. В данном случае - девочка тормозит определенным способом и устраняет преграду (убирает ветку).
Дети вспоминают все правила катания с горы, требования безопасности при торможении, способы ходьбы на лыжах. После этого им предлагается вторая иллюстрация.
В ходе работы с кейс-иллюстрацией происходит развитие коммуникативных навыков, развиваются операции мышления: анализ, синтез, и т. д.
Нами было разработано 6 кейсов: 5 кейс-иллюстраций, 1 кейс-стади, направленные на познавательное развитие, а также на формирование нравственных качеств личности.
А также выявлена положительная динамика в сформированности у воспитанников детского сада целевых ориентиров за счет использования современных образовательных технологий;
- повышение эффективности содержания образовательного процесса образовательной области «Физическое развитие» за счет использования интерактивных технологий;
- повышение уровня педагогической компетентности педагогов по вопросам использования в работе с детьми современных образовательных технологий (информационных, кейс-технологий).
Подводя итог, хочется сказать, что использование интерактивных технологий позволило оптимизировать процесс освоения спортивных игр и упражнений и развивать у детей инициативность, осознанность, самостоятельность в их применении в свободной двигательной деятельности.