марина гильдеева
Статья: Особенности организации интерактивных технологий в обучении.
Модели обучения
В образовании существует множество методов обучения, разные типы занятий и уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний воспитанниками, учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру. Среди моделей обучения выделяют : пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В. В. Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно.
Публикация «Статья: Особенности организации интерактивных технологий в обучении,» размещена в разделах
Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.
Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности детей. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все дети активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Итак, что же такое интерактивные технологии?
Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.
Для начала выясним, какое место она занимает в процессе обучения.
Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным. Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.
Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же использование мультимедийной и интерактивной техники в учебном процессе приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня.
Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения и воспитания – различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности приобретают одновременно. Структура программ не дает расслабляться и побуждает думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.
Итак, мультимедийные компьютеры в совокупности с мультимедийной и интерактивной техникой позволяют сделать учебный процесс:
-познавательным;
-увлекательным;
-занимательным;
-гибким (в компьютере несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т. д.);
-многообразным (в зависимости от целей и задач);
-творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии) ;
-эстетически привлекательным (красочный интерфейс : графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы).
В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом. Использование мультимедийной и интерактивной техники в обучении имеет свои особенности. В настоящее время интерактивные доски используются во всем мире в образовательной сфере.
Интерактивная доска использует различные стили обучения : визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, дети могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав работу, приготовив подходящие материалы.
Основные способы использования интерактивных досок :
- пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
-использование групповых форм работы;
-совместная работа таблицами или изображениями;
-использование конференц - связи;
-управление компьютером без использования самого компьютера (управление -через интерактивную доску) ;
-использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью -сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т. д. ;
-сохраненные во время урока или занятия записи педагог может передать -любому ребенку, пропустившему занятие или не успевшему сделать -соответствующие записи в своей тетради;
-демонстрация работы одного всем остальным;
- демонстрация учебных видеороликов;
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
Подводя итоги всему выше сказанному, отметим следующее:
- урок или занятие должны быть приготовлены заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
- интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
- занятие должно быть логическим и последовательным, что позволит выполнить все поставленные задачи.
Интерактивные технологии и методы
Интерактивными технологиями и методами, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения :
- работа в малых группах — в парах, тройках;
-метод карусели;
-беседы с проблемным изложением;
- эвристическая беседа;
-уроки семинары;
- конференции;
- деловые игры;
- использование средств мультимедиа;
- технология полноценного сотрудничества;
- технология моделирования, или метод проектов.
Таким образом, интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Следует понимать, что альтернативы информационным технологиям нет. Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы. Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованными.
Список литературы:
1. Мясоед Т. А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – с. 816.
4. Шутенко, А. В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, 2010.