Людмила Пугачева
Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В наше время большинство родителей озабочено решением проблем экономического характера, что приводит к их самоустранению от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития своих детей, осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Это всё не приносит положительных результатов.
Публикация «Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка» размещена в разделах
Я считаю,что важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. Например, в разнообразных программах совместной деятельности : проекты, акции, музеи, в создание условий для творческой самореализации : выставки работ, создание групповых фото выставок; фото и видео отчетов; в организацию образовательного процесса, создании развивающей среды, участие родителей на занятиях (по средствам видео и фото отчетов),
Раньше мы разделяли формы работы с родителями на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся такие как: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. В наше непростое время традиционные формы работы сошли к нулю в связи с ситуацией в мире. Поэтому всё шире мы стали использовать новые, активные нетрадиционные формы работы с родителями.
А именно :
-семейные конкурсы, праздники
-благоустройство детского сада ;
-сайт ДОУ;
-фотоотчеты :
-проектная деятельность;
-организация и проведение совместных выставок;
-тематические акции;
-флешмобы
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка, что означает «интер» - взаимный и «акт»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер, или с кем либо (человек). Отсюда следует, что интерактивные формы взаимодействия - это прежде всего диалог, в ходе которого участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссии с оппонентом,
осуществляют взаимодействие.
В современном дошкольном учреждении интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяют вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
-обмен опытом;
-выработка общего мнения ;
-формирование умений и навыков;
-создание условий для диалога ;
-группового сплочения;
-изменение психологической атмосферы.
В своей работе по использованию интерактивных технологий я выделяю следующие задачи :
- обмен информацией: служит для информирования, ознакомления,обучения родителей, а тек же для привлечения их к решению задач совместными способами,
-соединение теории и практики; например наглядная информация
«Накормите птиц зимой» или «Как правильно изготовить кормушку» реализуется на практике.
-взаимообогащение опыта участников ;когда каждый участник вносит свой вклад в какую-либо деятельность, обмениваются опытом, знаниями, умениями например : «Кинезиоупражнения», «Ниткография» о том, что он читает своему ребёнку, как организовывает закаливание дома.
-поощрение творчества участников : благодарности в виде грамот, благодарность на странице группы.
Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества :
1-опора на личный опыт родителей.
2-позитивные отношения;
3-сотрудничество в процессе общения между собой;
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В моих планах по работе с родителями есть задумка. Хотела бы осуществить обмен опытом разных положительных семей по вопросу здорового образа жизни. Например в создании и демонстрации видео роликов или презентации на эту тему. Так же хорошая тема для будущих планов : Днь рождения города. Продолжить не менее важную тему по ПДД. Так как наши дети идут в школу.
Ещё в своей деятельности я использую и буду продолжать использовать такие формы интерактивного взаимодействия как :
-Дискуссия - стимулирует формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает своё мнение, каким бы непопулярным неожиданным оно ни было. (Празднование именин у детей с проблемами ЖКТ). Различают следующие формы дискуссии: круглый стол, симпозиум, дебаты.
-Организация разнообразных фотовыставок. Такая форма взаимодействия объединяет детей и взрослых, помогает родителям понять простую истину – каким вырастит их ребёнок, зависит от отданного ему времени
-Мастер – классы- позволяют обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей.
-Тематические акции- способствуют расширению у детей и родителей представлений по различным образовательным областям программы. Акции могут быть как городскими так и общесадовскими, так и групповыми. Цель акции – формирование педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка,у нас – сбор необходимых атрибутов для огорода на окне, наполняемость патриотического уголка
- Сайт ДОУ и группы. На сайте размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших мероприятий, консультации специалистов, ответы на вопросы и многое другое.
- Проектная деятельность. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное, служит поводом для разработки и реализации проекта. -Семинары и практику с целью знакомства родителей, например с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье,навыками конструирования, планирования занятий с детьми, организация развивающей среды.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В интерактивных формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства и диалога, Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.