Анна Погодина
Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.
Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных образовательных мероприятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эта деятельность была интересной и разнообразной.
Публикация «Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые прочно входят во все сферы жизни человека.
Работа по коррекции звукопроизношения довольно однообразна. Поэтому использование ИКТ, как на этапе постановки, так и на этапе автоматизации звука. И для ребёнка и педагога намного интереснее и продуктивнее, если привычные профили и картинки возникают не на столе или доске, а на мониторе.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.
Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.
Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [р], стойкие замены одного звука другим (чаще р л, л л’, л в, ш с, ж з). Наблюдается и отсутствие звука (чаще [р]).
Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо научить:
- узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);
- отличать правильное и дефектное произношение звука;
- осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;
- принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;
- безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)
- это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
-представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
-создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
-активизировать познавательную деятельность воспитанников;
-оптимально использовать время на занятии.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…».
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…».
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Требования к условиям реализации Программы включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими… (в соответствии со спецификой Программы).
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования». Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
3. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы».
4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых
занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.
4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
В выборе презентаций и интерактивных игр следует руководствоваться рядом требований:
1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.
2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.
3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.
4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.
5. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.
ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
проводится поэтапно – 4 основных этапа:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – цель:
– подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;
2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА - цель:
- добиться правильного звучания изолированного звука.
3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.
Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка (к новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).
4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ. Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.
На логопедических занятиях в нашей группе используются различные компьютерные ресурсы:
стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media. В ДОУ имеется медиапроектор, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, а также разработанных педагогами;
текстовая информация (рекомендации для родителей, конспекты занятий, стихи и т. п.);
Звуковая медиатека (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки природы, голоса животных и птиц, звукоподражания;
Интернет-сайт с логопедическими онлайн-играми: http://mersibo.ru
Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:
- использование игровой формы обучения;
- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подхода к обучению;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных процессов (увеличилась концентрация внимания, расширился объем);
- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
- формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;
- экономия временных ресурсов.