Ольга Гончарук
Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, как средство повышения качества коррекционного процесса»
Учителя - логопеда
Гончарук Ольги Владимировны
МБДОУ №9 «Колобок»
Мытищи 2017
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Использование интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов стала яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества родителей с детьми и педагогами, будет способствовать мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей ребёнка, повысила качество коррекционного процесса.
Компьютер несёт в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, созданные сюжеты, предметные картинки с заданным звуком и без него привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играя автоматизировать и дифференцировать поставленные учителем-логопедом нарушенные звуки. Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста особо актуально.
Интерактивные игры - совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Одна из главных задач интерактивных игр - способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания.
Применение интерактивных методов обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.
Использование новых непривычных приёмов закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников с ТНР один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Цель:
Создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры, направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата и повышение качества образовательного процесса
Задачи:
-сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
-существенно расширить звуковой ряд тем по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, создавая авторские интерактивные игры, делая их доступными и понятными детям;
-обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
-активизировать речевой потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к речевым интерактивным играм;
-активизировать и развить эмоциональное восприятие по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
-способствовать формированию познавательной мотивации дошкольников к речевой деятельности;
Используя в своей практике интерактивные игры
педагог имеет ряд преимуществ:
1) Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию учителя-логопеда, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);
2) Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
3) Открывает быстрый доступ к КТ, необходимым для отработки умений и навыков, а также закрепление пройденного материала в игровой форме;
4) Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;
5) Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;
6) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;
7) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
8) Расширение творческих способностей педагога;
9) Экономия временных ресурсов.
Преимущества использования интерактивных игр для ребенка :
1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
3) Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
4) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т. к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;
5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
7) Побуждение детей к познавательной деятельности;
8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;
11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;
12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;
13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;
14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т. к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании коррекционного процесса группы компенсирующей направленности, а также учитывать первоначальный уровень владения компьютером.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
— соответствие возрастным особенностям;
— занимательность;
— грамотность;
— создание ситуации успеха;
— достижение цели;
— стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
— объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
— текст задания должен озвучиваться взрослым;
— задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
— соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме
— должны носить исследовательский характер;
— задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
В настоящее время существует огромное количество логопедических компьютерных программ. К сожалению, данные игры, не всегда представляют возможность использовать их в стенах ДОУ. Происходит это по разным причинам: длительные эпизоды, не соответствие программным задачам на определенном этапе, отсутствие необходимого оборудования (н-р, микрофон, неверное произношение слов, что категорически противопоказано детям с нарушениями в речевом развитии.
Для оказания коррекционной помощи дошкольникам разработаны авторские интерактивные игры, которые: соответствуют тематическому планированию; интегрируют различные образовательные области (один из принципов развития современного дошкольного образования); сочетают отдельные элементы разных видов игр при руководящей и обучающей роли взрослого; в процессе данных игр происходит упражнение, закрепление, совершенствование имеющихся навыков, а так же развитие психических процессов и формирование новых качеств личности ребенка.
Авторские интерактивные игры представлены в виде мультемедийных презентаций; интерактивных игр. Многие ресурсы, в целях совершенствования существующей системы коррекционно — образовательного процесса, направлены на интеграцию различных образовательных областей и применяются для:
• автоматизации звуков;
• дифференциации звуков и развития фонематического слуха;
• коррекции слоговой структуры слова;
• развития лексико-грамматического строя речи;
• развития связной речи;
• закрепления знаний полученных на занятиях по обучению грамоте.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка, а также с учетом рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Авторские компьютерные игры приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
Предлагая ребёнку интерактивную игру, мы тем самым дарим ему совершенно особое время. В ходе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются.
Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.
На первых этапах игры включаю в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс. Каждому ребёнку в коррекционной деятельности подбираются интерактивные игры на тот или иной нарушенный звук, который автоматизируется или дифференцируется (учитывается уровень развития звукопроизношения и только потом предлагается игры на закрепление или расширение слов с заданным звуком стимулирующие продвижение вперёд, ориентированные на зону ближайшего развития).
Я разработала интерактивные игры по разделам
«Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц», (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование» (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» (образовательная область «Познание»,
«Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование»( (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» ((образовательная область «Познание»,
«Автоматизация сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование» (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» ((образовательная область «Познание»,
«Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, Л-Ль, Р-Л, Р-Рь и др,» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование»( (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» ((образовательная область «Познание»,
Я заметила, что дети не только проявили большой интерес к авторским интерактивным играм, но включение игр в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс, позволил нам добиться высокого качества произношения автоматизируемых и дифференцируемых звуков.
Таким образом, и родители смогут дома, отдохнув от дневных забот, помочь ребёнку закрепить и освоить более качественно материал, который мы отработали в коррекционной деятельности.
Возможно, что использование интерактивных игр позволит не только повысить качество образовательного процесса, но и создаст условия для организации дистанционного общения педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учителя-логопеда, и родителей.
Использование авторских компьютерных и интерактивных технологий - это опыт 2х лет совместной деятельности детей и родителей в нашем детском саду и в нашей логопедической группе.
При этом не обошлось и без трудностей. Казалось бы, чего проще - скачать из Интернета готовые игры и играть. Но мне в первую очередь нужны игры для решения задач коррекционной программы. И поэтому эти игры пришлось придумывать и создавать самой. Это трудоёмкий процесс. Итоги работы подводить ещё рано, но первые шаги дают положительный результат.
Интерактивные методы :
-ставят родителей в активную позицию;
-повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
-проясняют родительские ожидания автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
-позволяют углубить и обогатить взаимодействие учителя-логопеда на родителей.
В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Дети-это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, с детьми, конечно, требует душевных сил, времени. Но ведь и мы счастливы тогда, когда их глаза наполнены радостью.
Я считаю, что использование авторских интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами, и повысит качество коррекционного процесса.