Приложение МААМ

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков

Ольга Гончарук
Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, как средство повышения качества коррекционного процесса»

Учителя - логопеда

Гончарук Ольги Владимировны

МБДОУ №9 «Колобок»

Мытищи 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ

Публикация «Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков» размещена в разделах

Использование интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов стала яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества родителей с детьми и педагогами, будет способствовать мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей ребёнка, повысила качество коррекционного процесса.

Компьютер несёт в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, созданные сюжеты, предметные картинки с заданным звуком и без него привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играя автоматизировать и дифференцировать поставленные учителем-логопедом нарушенные звуки. Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста особо актуально.

Интерактивные игры - совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Одна из главных задач интерактивных игр - способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания.

Применение интерактивных методов обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.

Использование новых непривычных приёмов закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников с ТНР один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Цель:

Создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры, направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата и повышение качества образовательного процесса

Задачи:

-сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-существенно расширить звуковой ряд тем по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, создавая авторские интерактивные игры, делая их доступными и понятными детям;

-обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;

-активизировать речевой потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к речевым интерактивным играм;

-активизировать и развить эмоциональное восприятие по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;

-способствовать формированию познавательной мотивации дошкольников к речевой деятельности;

Используя в своей практике интерактивные игры

педагог имеет ряд преимуществ:

1) Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию учителя-логопеда, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);

2) Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;

3) Открывает быстрый доступ к КТ, необходимым для отработки умений и навыков, а также закрепление пройденного материала в игровой форме;

4) Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;

5) Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;

6) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;

7) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;

8) Расширение творческих способностей педагога;

9) Экономия временных ресурсов.

Преимущества использования интерактивных игр для ребенка :

1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;

2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;

3) Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.

4) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т. к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;

5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;

7) Побуждение детей к познавательной деятельности;

8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)

9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;

11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;

12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;

13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;

14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т. к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)

Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании коррекционного процесса группы компенсирующей направленности, а также учитывать первоначальный уровень владения компьютером.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

— соответствие возрастным особенностям;

— занимательность;

— грамотность;

— создание ситуации успеха;

— достижение цели;

— стимулировать познавательно-речевое развитие детей;

— объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;

— текст задания должен озвучиваться взрослым;

— задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;

соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме

— должны носить исследовательский характер;

— задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.

В настоящее время существует огромное количество логопедических компьютерных программ. К сожалению, данные игры, не всегда представляют возможность использовать их в стенах ДОУ. Происходит это по разным причинам: длительные эпизоды, не соответствие программным задачам на определенном этапе, отсутствие необходимого оборудования (н-р, микрофон, неверное произношение слов, что категорически противопоказано детям с нарушениями в речевом развитии.

Для оказания коррекционной помощи дошкольникам разработаны авторские интерактивные игры, которые: соответствуют тематическому планированию; интегрируют различные образовательные области (один из принципов развития современного дошкольного образования); сочетают отдельные элементы разных видов игр при руководящей и обучающей роли взрослого; в процессе данных игр происходит упражнение, закрепление, совершенствование имеющихся навыков, а так же развитие психических процессов и формирование новых качеств личности ребенка.

Авторские интерактивные игры представлены в виде мультемедийных презентаций; интерактивных игр. Многие ресурсы, в целях совершенствования существующей системы коррекционно — образовательного процесса, направлены на интеграцию различных образовательных областей и применяются для:

автоматизации звуков;

дифференциации звуков и развития фонематического слуха;

• коррекции слоговой структуры слова;

• развития лексико-грамматического строя речи;

• развития связной речи;

• закрепления знаний полученных на занятиях по обучению грамоте.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка, а также с учетом рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Авторские компьютерные игры приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Предлагая ребёнку интерактивную игру, мы тем самым дарим ему совершенно особое время. В ходе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются.

Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.

На первых этапах игры включаю в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс. Каждому ребёнку в коррекционной деятельности подбираются интерактивные игры на тот или иной нарушенный звук, который автоматизируется или дифференцируется (учитывается уровень развития звукопроизношения и только потом предлагается игры на закрепление или расширение слов с заданным звуком стимулирующие продвижение вперёд, ориентированные на зону ближайшего развития).

Я разработала интерактивные игры по разделам

«Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц», (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование» (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» (образовательная область «Познание»,

«Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование»( (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» ((образовательная область «Познание»,

«Автоматизация сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование» (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» ((образовательная область «Познание»,

«Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, Л-Ль, Р-Л, Р-Рь и др,» (Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная область «Познание», «Конструирование»( (образовательная область «Познание», «Логика» «Классификация» ((образовательная область «Познание»,

Я заметила, что дети не только проявили большой интерес к авторским интерактивным играм, но включение игр в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс, позволил нам добиться высокого качества произношения автоматизируемых и дифференцируемых звуков.

Таким образом, и родители смогут дома, отдохнув от дневных забот, помочь ребёнку закрепить и освоить более качественно материал, который мы отработали в коррекционной деятельности.

Возможно, что использование интерактивных игр позволит не только повысить качество образовательного процесса, но и создаст условия для организации дистанционного общения педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учителя-логопеда, и родителей.

Использование авторских компьютерных и интерактивных технологий - это опыт 2х лет совместной деятельности детей и родителей в нашем детском саду и в нашей логопедической группе.

При этом не обошлось и без трудностей. Казалось бы, чего проще - скачать из Интернета готовые игры и играть. Но мне в первую очередь нужны игры для решения задач коррекционной программы. И поэтому эти игры пришлось придумывать и создавать самой. Это трудоёмкий процесс. Итоги работы подводить ещё рано, но первые шаги дают положительный результат.

Интерактивные методы :

-ставят родителей в активную позицию;

-повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;

-проясняют родительские ожидания автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;

-позволяют углубить и обогатить взаимодействие учителя-логопеда на родителей.

В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Дети-это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, с детьми, конечно, требует душевных сил, времени. Но ведь и мы счастливы тогда, когда их глаза наполнены радостью.

Я считаю, что использование авторских интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами, и повысит качество коррекционного процесса.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста» Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Федеральный.

Дидактическая игра «Логопедические дорожки» для автоматизации и дифференциации звуковДидактическая игра «Логопедические дорожки» для автоматизации и дифференциации звуков Возраст детей: 4-7 лет. Цель: отработка, автоматизация и дифференциация произношения звуков. Задачи: - отработать произношение изолированного.

Чистоговорки-рифмовки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Чистоговорки-рифмовки Ш-С Саша по вагону шел, Шоколадку он нашел. Сладость вкусную поднял, Кушать он ее не стал. Ж Жу-жу-жу жужжит пчела,.

Дидактическая игра по автоматизации и дифференциации звуков для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый диск»Дидактическая игра по автоматизации и дифференциации звуков для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый диск» Не секрет, что процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей часто бывает довольно продолжительным, вызывающим утомление.

Дидактическая игра по автоматизации и дифференциации звуков [Р]-[Р’] «Ромашка-сюрприз»Дидактическая игра по автоматизации и дифференциации звуков [Р]-[Р’] «Ромашка-сюрприз» Цель: автоматизация и дифференциация \"Р - Рь\" в словах; развитие мелкой моторики. ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р'] Звук [Р] является.

Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуковДидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков Важным условием для улучшения качества логопедической работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях, поэтому.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] Цель: Учить детей различать согласные звуки д-т и буквы д-т изолированно, в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Мастер-класс дидактическая игра «Рыбалка» по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Р’]Мастер-класс дидактическая игра «Рыбалка» по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Р’] Добрый день. Хочу представить мастер-класс по изготовлению игры, которая очень полюбилась моим ребятам. Нам понадобится: некоторое количество.

Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения по автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения по автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного возраста» 22 марта 2016 года провела для педагогов МБДОУ мастер-класс «Игры и упражнения по автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего.

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Стихи для автоматизации и дифференциации звуков С-З У нас росла на грядке Вкусная капуста. Зашли туда козлятки- На грядке стало пусто!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 20:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гончарук (УИ 757906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД