Ольга Ковязина
Использование интерактивных форм в работе с детьми дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Новые требования к дошкольному воспитанию (ФГОСДО, «современные» дети) вносят свои коррективы и заставляют нас педагогов, находить новые формы и методы обучения дошкольников, становится более компетентным в своей профессии. Важно не просто дать сумму знаний, важно научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.
Публикация «Использование интерактивных форм в работе с детьми дошкольного возраста,» размещена в разделах
Одной из форм организации обучения воспитанников в ДОУ является непосредственно – образовательная деятельность, которая реализуется через организацию игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и других видов деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, непосредственно - образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей развития: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического, должна быть интегрированной, то есть включать в себя все образовательные области. Из этого следует, что на смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Применение системы активного обучения на занятиях, где я не даю детям готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а мотивирую на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Именно интерактивность позволяет развить у ребенка ответственность, самокритичность, творческий подход к решению проблем, объективную оценку своих сил, умение видеть «белые пятна» в своих знаниях. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, совместному принятию решений.
Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности. В связи с этим для меня, как воспитателя, важно создать условия взаимодействия, при которых главенствующую роль играет доверительная атмосфера. Это позволяет наладить образовательный процесс, направленный на организацию и развитие диалогового общения, где я являюсь лишь организатором процесса и создателем условий для инициативы своих воспитанников. Создание таких условий направленно на взаимодействие, активизацию индивидуальной интеллектуальной состоятельности, умение преодолевать коммуникативные барьеры в общении, умение совместно принимать решения.
Каковы же особенности интерактивного обучения?
Во-первых, интерактивное взаимодействие можно характеризовать высокой интенсивностью коммуникаций, сменой и разнообразием деятельностей.
Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, на это направлено большинство интерактивных упражнений.
В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключая доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.
В-пятых, оно направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.
В-шестых, дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов для разных возрастных групп, но для себя я выделила техники: «работа в парах», «цепочка», «интервью» и «работа в малых группах». Рассмотрим, как они работают на примерах игр.
Игры в парах – наиболее простой вид взаимодействия малышей. Они способствуют пробуждению интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности на основе обмена положительными эмоциями и участия в веселых играх-забавах. Я использую такие игры, как: «Красный и зеленый», «Сложи картинку из частей», «Кенгуру», «Лото", «Собери пазлы», «Назови время года», «Сложи бусы» и др. Они позволяют развить умение договариваться между собой и делиться на пары, сообща выполнять работу, вырабатывают навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
Большое внимание уделяю организационному этапу. Детей необходимо направить, подсказать последовательность действий, но при этом позволить самостоятельно справится с заданиями. Быть организатором процесса и создателем условий, о чем я писала ранее. На заключительном этапе, зачастую, использую поощрения в виде похвалы, например: «молодцы, вы справились с заданием, работали дружно, не ссорились» Именно это является отличной мотивацией для «оттачивания» коммуникативных навыков.
Метод «Цепочка» составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. Для этого я использую игры и упражнения : «Сложи картинку и назови вид транспорта, на каком будем путешествовать», составь рассказ по картинкам «Кот и мышка», «Мяч бросаю, транспорт называю», «Кто, где живёт», «Назови приметы зимы» и др.
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем воспитанникам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Для этого использую такие игры : «Найди и назови диких и домашних животных», «Подбери крышку к посуде», «Сложи картинку и назови вид транспорта», «Времена года», «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Назови части суток».
Форму «Интервью» я, как рекомендуют многие авторы, использую на этапе подведения итогов для закрепления или обобщения знаний. Благодаря этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок».
Таким образом, образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, является наиболее эффективным и продуктивным для освоения дошкольниками коммуникативных навыков.