Мария Итигечева
Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности
▼ Скачать
Итигечева Мария Александровна
преподаватель ГПОУ Юргинский технологический колледж,
г. Юрга, Кемеровская область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на пер-вый план выходит не просто обучение обучающегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В этом плане перед преподавателями сегодня стоит цель не только обогатить обучающихся знаниями по своему предмету, но и развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у обучающихся культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся.
Публикация «Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности» размещена в разделах
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
В соответствии с этой идеей и целью своей педагогической деятельности считаю формирование активной, нравственной, творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Под активными методами формами понимаю субъектную, активную позицию ученика, которую он занимает по отношению к учителю, другим учащимся.
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить макси-мальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. [1, с. 59]
Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?
Прежде всего, интерактивные методы :
• пробуждают у обучающихся интерес;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную за-дачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. [2, с. 115]
Опыт моей практической деятельности опирается прежде всего на технологию проблемного обучения. Считаю обоснованными применение на своих занятиях разных активных методов (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы : проблемное изложение, беседа, работа в группах, парах и т. д., дискуссия, семинар, решение проблемных ситуаций лабораторные работы (здесь происходит анализ полученных в ходе опыта результатов, одного или нескольких, в зависимости от лабораторной работы). Данные формы позволяют вовлечь студента в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения, развивают мышления, повышают познавательный интерес.
Формы групповой работы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какое-либо физическое явление в целом, о котором у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно также, чтобы уровень обсуждаемого явления позволял перейти от узких вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для обучающихся.
Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе.
Совместная деятельность обучающихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т. д.).
Также в своей работе я уделяю большое внимание информационным технологиям. При работе с группой используется интерактивная доска SMART, программное обеспечение Notebook. При составлении планов уроков использую материалы с электронных носителей и полученные из системы Интернет. Особенно уместно использование данных средств при изучении раздела «Динамика» (анимационные картинки, проведение опытов) и при изучении темы «Равномерное движение. Движение по окружности». И подача материала, и его восприятие идет совсем на ином качественном уровне, а главное обучающиеся активно вовлекаются в занятие и сами создают различные информационные продукты (презентации, видеоролики, доклады и т. д.) Такая деятельность позволяет развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Важным моментом своей методической системы по социализации личности считаю организацию интеллектуальных игр. Цель таких игр - развитие интеллекта и эрудиции обучающихся, расширение их кругозора. Такая деятельность учит их применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Причём в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов игры позволяют превратить серьёзную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание. Кроме этого, немаловажным считаю, что обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, искать пути совместного решения проблем, идти на компромисс друг с другом. Такие игры организуются для всех групп во время занятий.
Для определения эффективности своей работы использую различные методики : тестировании, анкетирование, самооценка, рефлексия.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Применение интерактивных методов обучения на практике приводит к тому, что обучающиеся, пропуская через себя социальный опыт, проживают его и он становиться личным. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Академия, 2004. С. 59-71. 352 с.
2. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. — Москва: Просвещение, 2012.
3. https://www.openclass.ru – Открытый класс