МААМ-картинки

Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности

Мария Итигечева
Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности

Итигечева Мария Александровна

преподаватель ГПОУ Юргинский технологический колледж,

г. Юрга, Кемеровская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на пер-вый план выходит не просто обучение обучающегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В этом плане перед преподавателями сегодня стоит цель не только обогатить обучающихся знаниями по своему предмету, но и развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у обучающихся культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся.

Публикация «Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности» размещена в разделах

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

В соответствии с этой идеей и целью своей педагогической деятельности считаю формирование активной, нравственной, творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Под активными методами формами понимаю субъектную, активную позицию ученика, которую он занимает по отношению к учителю, другим учащимся.

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить макси-мальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. [1, с. 59]

Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?

Прежде всего, интерактивные методы :

• пробуждают у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

формируют у обучающихся мнения и отношения;

формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную за-дачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. [2, с. 115]

Опыт моей практической деятельности опирается прежде всего на технологию проблемного обучения. Считаю обоснованными применение на своих занятиях разных активных методов (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы : проблемное изложение, беседа, работа в группах, парах и т. д., дискуссия, семинар, решение проблемных ситуаций лабораторные работы (здесь происходит анализ полученных в ходе опыта результатов, одного или нескольких, в зависимости от лабораторной работы). Данные формы позволяют вовлечь студента в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения, развивают мышления, повышают познавательный интерес.

Формы групповой работы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какое-либо физическое явление в целом, о котором у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно также, чтобы уровень обсуждаемого явления позволял перейти от узких вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для обучающихся.

Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе.

Совместная деятельность обучающихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т. д.).

Также в своей работе я уделяю большое внимание информационным технологиям. При работе с группой используется интерактивная доска SMART, программное обеспечение Notebook. При составлении планов уроков использую материалы с электронных носителей и полученные из системы Интернет. Особенно уместно использование данных средств при изучении раздела «Динамика» (анимационные картинки, проведение опытов) и при изучении темы «Равномерное движение. Движение по окружности». И подача материала, и его восприятие идет совсем на ином качественном уровне, а главное обучающиеся активно вовлекаются в занятие и сами создают различные информационные продукты (презентации, видеоролики, доклады и т. д.) Такая деятельность позволяет развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Важным моментом своей методической системы по социализации личности считаю организацию интеллектуальных игр. Цель таких игр - развитие интеллекта и эрудиции обучающихся, расширение их кругозора. Такая деятельность учит их применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Причём в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов игры позволяют превратить серьёзную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание. Кроме этого, немаловажным считаю, что обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, искать пути совместного решения проблем, идти на компромисс друг с другом. Такие игры организуются для всех групп во время занятий.

Для определения эффективности своей работы использую различные методики : тестировании, анкетирование, самооценка, рефлексия.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Применение интерактивных методов обучения на практике приводит к тому, что обучающиеся, пропуская через себя социальный опыт, проживают его и он становиться личным. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Академия, 2004. С. 59-71. 352 с.

2. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. — Москва: Просвещение, 2012.

3. https://www.openclass.ru – Открытый класс

Публикации по теме:

Использование игровых форм обучения детей с УУО по формированию элементарных математических представлений Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей.

Формирование навыков устного счета путем применения интерактивных форм и методов обучения Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности. Брудкова.

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями.

«Посленовогодние посиделки». Мастер-класс «Использование интерактивных форм работы с педагогами» Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы.

Мастер-класс «Нормотворчество как одна из форм социализации дошкольника» Нормотворчество, как одна из форм социализации дошкольника I этап. Формирование группы. - Здравствуйте. Перед тем, как мы начнём мастер.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Сценарий выступления на МО «Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий» В наше стремительное время небывалого развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД